В пятой книге, описывая подругу Эмиля, Софью, какой она должна быть и будет, Руссо касается вопроса о женском воспитании. Его суждения здесь определяются, с одной стороны, взглядом на женскую природу и назначение; с другой, - уже высказанными принципами естественного, природосообразного воспитания вообще.
Мужчина и женщина различны, как по природе (не только физической, но и духовной), так и по назначению. Отсюда ясно, что "им не следует давать и одинакового воспитания". У них одна цель в жизни - содействовать взаимно счастью, но труды для этой цели различны. А следовательно, различные качества и дарования в них нужно и развивать Женщина рождает детей, управляет хозяйством, создает семейный уют. Вот ее назначение. Соответственно этому она и должна воспитываться. Ей необходимо, прежде всего, как и мужчине, должное физическое развитие, столько же для рождения здоровых, крепких детей, сколько и для грации движений. Руссо ставит в образец физическое воспитание спартанских девушек, которое, "благодаря упражнениям приятным, умеренным и здоровым", сообщало им здоровье, красоту и грацию. Что касается духовного развития, то здесь центр тяжести лежит в развитии изящного вкуса, изящного ума и изящных добродетелей: милой откровенности, приятной кротости, уступчивости и пр., - словом, качеств, которые необходимы женщине, чтобы быть прелестной в обществе и приятной своему мужу. Для воспитания вкуса Руссо рекомендует изящные работы (шитье, вышивание, плетение кружев) и искусства (рисование, музыку, пение, танцы). Руссо - против ригоризма янсенистской педагогики, особливо в отношении девушек. "Веселиться - вот их главное занятие", чтобы зато потом уже, в качестве жен и матерей, сидеть и не бросать дома. Серьезным умственным занятиям, собственно, нет места в женском воспитании: одни занятия чужды им по природе, другие не нужны по их назначению. К предметам отвлеченным, умозрительным, равно к наукам точным, у женщин нет способностей. "Их все занятия должны касаться практической жизни", и помимо непосредственных обязанностей (по управлению хозяйством), "должны быть направлены к изучению людей или приобретению приятных знаний, цель которых - вкус". Для последних знаний (изучения людей и приятных знаний) нет нужды в книгах. "Свет - вот книга для женщин".
Из изложенного ясно, что, по вопросу о женском воспитании мысли Руссо не отличаются ни оригинальностью, ни глубиной.
Это, - в общем, банальные мысли, только изложенные в тонкой, афористической форме. По внутреннему содержанию и в целом, эта педагогика гораздо ниже мыслей о женском воспитании Фенелона, хотя кое-что она и заимствует оттуда.
На этом мы закончим изложение педагогических идей Руссо.
Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение,
самовоспитание, социализация
Педагогическими категориями называют основные педагогические понятия, к которым относится воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение. Одним из основных понятий в педагогической науке является понятие «воспитание». Это понятие можно сформулировать как целенаправленный и организо ...
Нравственное воспитание: его содержание у Руссо
В своем "Эмиле" Руссо посвящает нравственному воспитанию огромную главу. Руссо различает "любовь к самому себе" (amour de s'oi) от эгоистического самолюбия (amoure propre). В то время как "любовь к самому себе" - страсть первоначальная, врожденная и, направляемая разум ...
Комплексная методика МГППУ
1.Познавательная сфера Выделение существенных признаков (методика "Четвертый лишний"). Средний по всей выборке балл за выполнение этого задания был равен 4,1 (т.е. примерно 80% от максимума). Интересно, что по успешности выполнения заданий методики "Четвертый лишний" наблюдался ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...