Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе

Страница 4

С появлением в школе мультимедийной системы, компьютерных программ, документ-камеры педагоги с удовольствием используют современные ТСО на уроках и во внеурочное время. Они постоянно совершенствуются; в школы поступают новые, апробированные ТСО. Внедрение новых технических средств в учебный процесс начальной школы расширяет возможности наглядных методов обучения.

Существуют различные виды ТСО:

информационные;

программированного обучения;

контроля знаний;

тренажеры;

комбинированные.

К ним относятся:

кинопроекторы;

диапроекторы;

видеомагнитофоны;

телевизионные комплексы;

компьютеры;

мультимедийная система;

документ - камера.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.

Частота использования ТСО в начальной школе влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему.

Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 мин позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15 и 20 минутами урока и между 30 и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, успеваемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже на 30-ой минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности художественного творчества дошкольников
Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, по­рой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти­хотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна от ...

Оценка педагогической результативности
Цель оценки результативности профессиональной деятельности учителей – обеспечение зависимости оплаты учительского труда от результатов работы путём объективного оценивания результатов педагогической деятельности и осуществления на их основе материального стимулирования за счёт соответствующих выпла ...

Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 5 класса
Согласно требованиям программы основного общего образования по иностранному языку учащиеся должны: - иметь представления о временах в английском языке, таких как Present Simple, Past Simple, Future Simple; - уметь использовать в своей речи разделительные вопросы (Tag-questions) и конструкцию to be ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru