Детская одаренность и школьное обучение

Комплексная педагогика » Одаренные дети » Детская одаренность и школьное обучение

Страница 3

В популярной литературе описано много случаев того, как ребенок, не проявивший интереса к изучению математики, физики, химии, зачислялся в число ленивых, неперспективных и даже тупых. Но этот же ребенок, увлекшись конструированием автомобилей, радиоприборов, компьютерной техники или другим творчеством, испытывал потребность в изучении этих наук и с жадностью начинал изучать ту же химию, физику и математику. Учителя иностранного языка нередко отмечают, что многие нерадивые ученики, увлекшись поп-музыкой, начинают всерьез интересоваться иностранным языком. Все это нередко позволяло довольно быстро достигать выдающихся результатов не только в техническом творчестве, или в знании поп-музыки, но и в школьном обучении.

Отметим, как эта проблема, уходящая корнями в историю, повлияла на современную отечественную образовательную практику. Современник и последователь Дж. Дьюи Уильям Килпатрик разработал для реализации идей пайдоцентризма «метод проектов». Он получил распространение в нашей стране в 20-е годы, но был существенно видоизменен, доработан и получил название «бригадно-лабораторный метод». Затем в начале 30-х годов от него отказались и реабилитировали только в середине 90-х. Сейчас метод проектов широко используется в наших школах.

В особенности там, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии детей, уделяют специальное внимание одаренным. Это чрезвычайно важно. Тем самым, для развития детского творчества теперь предлагается не только «петь и плясать в самодеятельности» или конструировать в свободное от занятий время модели кораблей и самолетов, но и творить в области основной деятельности – учебной. Не только усваивать приготовленные кем-то «порции знаний», но и добывать знания самостоятельно, в ходе настоящего исследовательского поиска. Общешкольные, региональные и республиканские конкурсы этих проектов становятся хорошей традицией, и это вселяет большие надежды.

Этими тремя концепциями не исчерпывается все богатство и разнообразие подходов к конструированию содержания образования, но именно они наиболее значимы с рассматриваемой нами точки зрения.

Однако еще до поступления ребенка в школу родители часто сталкиваются с определенными трудностями. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, на том основании, что они не готовы к школе в социальном плане. Но многие специалисты в этой области утверждают, что в школу раньше обычного надо отдавать всякого ребенка, IQ которого находится на должном уровне (около 130). Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Некоторые родители отвечают, что дочь их вполне справится или что сын заметно опережает товарищей по подготовительной группе и пора ему заняться чем-то посложнее. Всегда нужно задаваться вопросом о том, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс. Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках. Важную роль играет семья, дом в формировании стабильной, позитивной Я-концепции одаренного ребенка. Рано пошедший в школу ребенок лишается этого аспекты формирования личности, для него многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями сокращается. Значение же семья для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить. Если родители рассматривают школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования они будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения.

Но, в то же время, каждый ребенок требует индивидуального подхода, и для некоторых, отличающихся особо выдающимися способностями детей раннее поступление в школу или колледж – абсолютно правильный шаг.

Замечено, что интеллектуальное развитие юных математиков и музыкантов значительно выигрывает от доступа таких детей к образовательной системе, соответствующей их естественным и уникальным способностям.

Таланты в гуманитарной области – литературе, философии – «вызревают» медленнее , и сокращение дошкольного периода жизни ребенка не всегда способствуют их развитию.

Если школьная администрация не пойдет на ранний прием ребенка, разумные альтернативы могут быть найдены. Можно подумать над созданием для ребенка системы интересных и развивающих дошкольных занятий при этом необходимо учитывать следующие:

Гибкость – склонность одаренного ребенка увлекаться каким-то делом больше установленного расписанием требуемого времени требует терпимости, а не навязывание предусмотренной смены занятий.

Упор на социальное развитие – в силу своего опережающего интеллектуально развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить.

Страницы: 1 2 3 4


Эффекты учебной организационно-деятельностной игры на основании анализа отчётов и анкет студентов
Через месяц после проведения организационно-деятельностной игры, когда игровое самоопределение студентов уже отделилось от реального, мной было проанализировано 18 написанных отчётов и 16 анкет, заполненных студентами. Пока о возникновении самостоятельной деятельности у студентов говорит рано. К то ...

Использование принципа наглядности при изучении различных дисциплин в средней школе
В качестве конкретного примера рассмотрим роль наглядности в профессии его педагога естественнонаучного направления по специализации «Учитель изо и черчения», т.е. концепцию содержания образования будущего педагога по черчению и графике (начальное, основное среднее (полное) общее образование). Цель ...

Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru