Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) — с задачей и основной мыслью высказывания.
Проанализируем следующий текст — рассказ для маленьких Л.Н.Толстого:
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка". Старик сказал: "Я не съем — другие съедят, мне спасибо скажут".
В этом тексте все слова так или иначе связаны с предметом речи (как старик сажал яблони) с желанием автора внушить читателю мысль о том, что надо уметь жить для других. Не случайно в этом маленьком тексте, состоящем из 32 слов, дважды употребляется слово старик и пять раз соотносительные с ним по смыслу местоимения (ему, я, мне и т. д.); пять раз — слова яблони, яблочко, плод, три раза — глагол съесть (не съешь, не съем, съедят). Также тематически обусловлено употребление слов сажал, зачем, долго ждать, спасибо скажут: эти слова и словосочетания несут большую смысловую нагрузку в раскрытии коммуникативной установки автора (основной мысли высказывания).
Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, сшивают этот ряд в единое целое.
Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок, его наличие или потенциальная возможность, по мнению И.Р.Гальперина,— один из существенных признаков текста. С этим признаком связан другой — завершенность текста. Она проявляется в соотнесенности содержания текста, в частности его концовки, с заголовком. В приведенном выше тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать: "Старик и яблони", "Как старик сажал яблони", "Зачем старик сажал яблони", "Спасибо скажут" (последний выражает основную мысль высказывания). Содержание текста соотносится с любым из этих возможных заголовков, конечное предложение текста говорит о его завершенности.
Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях) текста. Так, в первом предложении рассматриваемого текста Старик сажал яблони уже обозначен предмет высказывания — в этом предложении использованы те слова, которые непосредственно связаны с темой рассказа. Начальное предложение текста содержит общий семантический компонент, при этом оно не зависит от других предложений, т.е. автосемантично. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выраженной в первом предложении, т. е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора — задачей общения, сообщения, воздействия, основной мыслью (идеей) высказывания (что было показано выше).
Коммуникативная установка предопределяет и стилевую тональность текста. Рассказ Л. Н. Толстого представляет определенное стилевое единство: писатель делится своим жизненным опытом, чтобы воздействовать на чувства маленьких читателей, вызвать эмоциональное, восприятие важной для их становления мысли морального плана. Отсюда разговорный стиль рассматриваемого текста – использование общеупотребительных слов и формы Диалогической речи, хорошо известной детям (не случайно в тексте трижды используется глагол сказать). Таким образом, текст не просто совокупность, простая сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое.
Кто может заниматься педагогической деятельностью
Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Здесь следует обратить внимание на слово "профессионально". Педагоги занимаются педагогической деятельность ...
Содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей
дошкольного возраста
дошкольник игра строительный конструктор «Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, на ...
Результаты образования Эмиля на пороге критического
возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении
В конце третьей книги "Эмиля" Руссо представляет плоды здраво поставленного умственного образования. "У Эмиля мало знаний, но те, какие у него есть, принадлежат ему действительно: он ничего не знает вполовину". У него мало знаний, но есть ум, "всеобъемлющий по способности и ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...