Наличие в тексте взаимообусловленных частей

Страница 2

Текст (высказывание, речевое произведение), который создает ученик, может представлять собой:

а) повествование, описание, рассуждение;

б) произведение определенной композиционной формы, близкое к тому, которое существует в литературе, в реальной речевой практике, — рассказ, доклад, репортаж и т.д.

С лингвистической точки зрения повествование, описание, рассуждение— функционально смысловые типы речи (по терминологии О. А. Нечаевой) или сложные синтаксические целые (но терминологии Л. М. Лосевой). В методике сложное синтаксическое целое как синтаксическая единица связной речи с присущими ей семантико-грамматическими особенностями рассматривается как тип текста и как школьный жанр сочинений.

Речевое произведение определенной композиционной формы как объединение сложных синтаксических целых обладает в основном теми же признаками текста, что и отдельное сложное синтаксическое целое (хотя, надо отметить, в лингвистике этот вопрос разработан недостаточно). Для методики чрезвычайно важно и то, что работа над различными речевыми произведениями (как первого, так и второго типа), кроме чисто лингвистического плана, имеет и другие стороны содержательно-логического, композиционного-жанрового характера: не случайно для работы над изложениями и сочинениями существует особая программа, в которой формулируются требования к так называемым коммуникативным умениям учащихся. В данном разделе книги будут рассмотрены все эти стороны работы над текстом (высказываниями учащихся).

Страницы: 1 2 


Проектная деятельность
Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности. 1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты ра ...

Праздники в школе
Формы и средства эстетического воспитания разнообразны. Наряду с традиционными школами в настоящее время используют много новых интересных форм, средств, методов воспитания. Конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. ...

Психологические различия в природе письменной и устной речи
В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит: вырабатывающиеся у него формы устной речи определяютна перв ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru