Экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре

Комплексная педагогика » Экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре

Еще в древности люди заметили, что всё нас окружающее, каким-то образом взаимосвязано. Люди видели дождь, но не понимали почему он льёт, страдали от засухи, но не знали от чего она происходит. В то же время первые исследователи пытались понять суть явлений природы, строили гипотезы, разрабатывали теории о появлении Земли, нашем месте во вселенной. Человек в то время жил в гармонии с природой и собой, занимался земледелием и скотоводством, не нанося вреда окружающей среде. Конечно, людям было трудно выживать, приходилось много охотиться и заниматься собирательством, чтобы прокормить свой род. Но все это было в предельно допустимых масштабах. Затем прогресс шагнул вперед, народонаселение начало расти, людям потребовалось больше еды и природных ресурсов, чтобы удовлетворить все свои потребности. О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят сегодня на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Поэтому важно с самого раннего детства воспитывать в людях экологическую культуру, то есть воздействовать ни сколько на сознание, а на подсознание. Экологическая культура это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего места во вселенной, отношение человека к миру. Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Именно поэтому такую важную роль в жизни детей должны играть экологическое обучение и воспитание – составляющие экокультуры, а так же понимание своей ответственности за совершаемые поступки. Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, нужных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.

Проблема экологической культуры и ее составляющих, а так же приобщение к принципам этих понятий являются важнейшими задачами российского образования. Нами был разработана схема анализа интересующей нас проблемы, найдены и проработаны определения понятия культура и экокультура. Как они взаимосвязаны, в чем их различие. Так же нами были проанализированы особенности формирования экологической культуры младших школьников, экологическое обучение и экологическое воспитание детей. Важную роль в нашем исследовании сыграл анализ программ по экологии: Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой (экологическое воспитание дошкольников), а так же программы по естествознанию для начальной школы - «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, система развивающего обучения Л.В. Занкова), «Естествознание» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, система развивающего обучения В.В. Давыдова), «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А.А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З.А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).

Мы задались вопросом, а какая задача стоит перед уроком окружающего мира в начальной школе, и какую функцию выполняют внеклассные занятия по экологии. Нами были проработаны статьи по этой теме и предложен свой вариант приобщения детей к экокультуре.

Совсем недавно в нашей стране появилась идея создания экологических студий. Их основная задача – привить молодому поколению не только любовь к родной природе, но и реальную заинтересованность в её познании и сохранении на практике.

Так что же такое экологические студии? Это такая форма организации воспитательной и образовательной деятельности, когда дети под руководством преподавателей активно познают окружающую природу. Это не ограничивается только изучением окружающей среды по книгам и наглядным пособиям, для учеников организуются походы, экскурсии с разными творческими заданиями, ребята проводят уборку территории, организуют живой уголок уже по собственной инициативе. Таким образом дети начинают реально осознавать ценность окружающей их жизни, становятся активными членами нашего общества.

Из сказанного выше можно заключить, что проблема формирования экологической культуры школьников в настоящее время является наиболее актуальной.

Объект нашей курсовой работы - исследование приобщения младших школьников к экологической культуре.

Предмет исследования - экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре.

Цель нашей курсовой работы - рассмотреть формирование экологической

культуры младших школьников при помощи экостудии.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать теоретическую разработанность, основные понятия по проблеме исследования;

- рассмотреть теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;

- выявить особенности и условия развития уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста;

- найти и проанализировать программы по курсу «Окружающий мир» в начальной школе;

- проанализировать урок «Окружающий мир» как форму приобщения младших школьников к экокультуре;

- проанализировать методы, средства и формы развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках экостудии.

После анализа литературы по интересующему нас вопросу мы выдвинули гипотезу, что выявление уровня развития экологической культуры у детей в первом классе, а так же создание экостудий на базе школ приведет к повышению уровня экологического воспитания и экологической компетентности детей младшего школьного возраста.


Аспекты и направления работы по развитию речи
В методике нередко как синонимичные употребляются слова "аспект", "направление", "раздел" работы по развитию речи. Аспект — точка зрения, с которой рассматриваются (или освещаются) предмет, явление, понятие. В методике родного языка оправданно говорят об определенных а ...

Критерии отбора и построения содержания образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования
Модель специалиста, построенная на основе общегражданских, общепрофесиональных и должностных качеств, как первый критерий позволит относительно квалифицированно отбирать содержание знаний в систему профессионального образования. Вторым критерием могут стать базовые знания, навыки и умения. В сочета ...

Опытно экспериментальная работа по влияния театрализованной деятельностина развитие творческие способности дошкольников
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №178 «Аленький цветочек» г. Новосибирска. Детский сад работает по программе «Детство».В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; одна старша ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru