Анализ современных программ по окружающему миру

Страница 1

Проанализируем учебные книги разных периодов. Н.И. Харисова в своей работе: «Генезис учебной книги для детей как источник познания» анализирует средства ознакомления детей с окружающим миром.

Средства детей ознакомления с окружающим миром

Схема 1. Средства ознакомления с окружающим миром

В связи с необходимостью развития экономики и активного освоения богатств в России во второй половине XVII века вводится преподавание естествознания. В 1786 году был напечатан первый учебник по естествознанию в двух книгах «Начертание естественной истории», изданное для народных училищ Российской империи. Автором был академик Василий Федорович Зуев (1754 – 1794г.). Книга В.Ф. Зуева состояла из трех отделов: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство.

Большое внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф. Зуева четверть века служило единственным и основным учебником естествознания.

Для начальной школы Н.Ф. Бунаков составил «Книжку – Первинку» (1881) и «В школе и дома» (первое издание вышло в 1875г.). «Книжка – Первинка» предназначается для чтения после азбуки. Она содержала материал о временах года, домашних и диких животных, птицах. Насекомых, которые окружали детей, были предметами их непосредственных наблюдений.

Стремление Н.Ф. Бунакова активизировать учащихся в работе с книгой выразилось в том, что он помещает в книгу занимательный материал: ребусы, игры в слова, сюжетные картинки .

Таким образом, разнообразный материал, несущий элементарные знания о природе, задания для его сознательного усвоения и воспроизведения «Книжка – Первинка» заинтересовывала учащихся не только самим процессом познания, но приучала ребенка к анализу увиденного и определению его места в общей картине мира.

Книги для чтения «Мир в рассказах для детей» В. Вахтерова появились в 1900 году, в которых можно найти естественноисторический материал, способствующий введению детей в мир науки.

В книгах «Мир в рассказах для детей» даны знания из различных областей наук. В этом отразились взгляды В. Вахтерова на реальный характер обучения. Он доказал, что уже с первых шагов обучения дети должны получать научные знания, на доступном для их возраста уровне. В изучении естественных наук, по мнению В. Вахтерова, заложены основы для развития творчества, приобщения учащихся к процессу исследования, так как данные науки способствуют выработке умений наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Этим объясняется то, что основное содержание книг для чтения составляют статьи научно-популярного характера. Раскрывающие законы развития природы.

Таким образом, В. Вахтеров ведет учащихся к самостоятельному познанию явлений природы, животного и растительного мира. Во второй книге в отделе «Воздух и вода» раскрываются свойства воды, воздуха. При объяснении учащимся сущности образования ветра, В. Вахтеров создает у детей представление о движении воздуха на основе простейших опытов: конкретные представления о движении воздуха внутри комнаты служат основой для создания понятия о передвижении воздушных масс на земле, то есть об образовании ветра.

Демократизация общества в XXI в. и гуманизация образования обусловили появление новых программ и инновационных методик преподавания окружающего мира в начальной школе. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей боле обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

В настоящее время для начальной школы разработано несколько программ по естествознанию: «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, система развивающего обучения Л.В. Занкова), «Естествознание» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, система развивающего обучения В.В. Давыдова), «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А.А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З.А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).

Страницы: 1 2 3 4 5


Газетные штампы
Как уже отмечалось выше, для того чтобы максимально ускорить и упростить чтение и понимание газетного текста, в языке газетных сообщений употребляются слова и словосочетания, повторяющиеся из номера в номер. Они составляют своего рода терминологию газетного стиля и по сути представляют собой газетн ...

Принципы педагогической деятельности
Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении необходимо владеть принципами организации педагогического процесса. Принцип компетентностной ориентации обучения как ориентации на формирование обобщённых умений. Формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных к ...

Основные направления совершенствования орфографического навыка
русский дагестанский язык орфографический Непременным условием успешного формирования навыка написания безударных гласных в корне слова, глухих - звонких согласных является умение учащихся различать слова, требующие проверки, и проверочные слова. Овладение навыком написания безударной гласной в кор ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru