Представления о семье у воспитанников детских домов разного типа

Комплексная педагогика » Представления о семье у воспитанников детских домов разного типа

В последние годы усилилось внимание к изучению воспитательной функции семьи со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет на всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, а по длительности своего воздействия, ни один из институтов воспитания не может с ней сравниться.

Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей, родственников – все это и многое другое, накладываясь, друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Ведь именно в семье создается духовная связь и сердечная близость, формируется культура родственных отношений, четко определена хозяйственно–бытовая сфера. Семья представляет собой особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Но, к сожалению, не всегда семья выполняет необходимые функции, не всегда использует свои воспитательные возможности. Речь пойдет о детях, лишенных семьи – сиротах. Сиротство вызывается чрезвычайными для судьбы ребенка обстоятельствами – смертью самых близких, без которых жизнь немыслима. Но есть еще одно сиротство, именуемое социальным, когда ребенок остается одиноким из-за беды совсем другого толка: в силу родительской подлости, самого страшного предательства, жертвой которого становятся дети. Но в любом случае – умерли родители или бросили своего ребенка, он останется совершенно беззащитным.

Настает миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме государства. Дома ребенка, детские дошкольные и школьные дома, школы – интернаты для детей сирот и детей, лишившихся родительской опеки, - вот нравственно-педагогическая система, созданная страной для защиты малого человека от бедствий раннего одиночества. Такие учреждения пытаются создать условия, приближенные к нормальным семейным. Но, даже будучи там, положение остается плачевным, поскольку ребенок лишен своей настоящей семьи, и никакие материальные блага не заменят душевного общения и гармонии в отношениях между близкими. Только в настоящей и любящей семье ребенок может быть счастливым и максимально раскрыть свои способности. В детских же домах все трудности воспитания детей возложены на педагогов, которые просто не в состоянии уделять каждому ребенку должного внимания. Выпускники таких учреждений практически не подготовлены к самостоятельной жизни.

Семья для ребенка является первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно здесь формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, чаще всего, которая не ведется в детских домах.

Поэтому вероятность создания своих собственных благополучных и полноценных семей у воспитанников детского дома я считаю достаточно низкой. В данной работе предпринято изучение содержания представлений о семье в детских домах разного устройства.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения состояния сознания в изменяющемся мире. Настоящая работа обращена к этой проблеме посредством изучения современной молодежи детского дома о своей будущей семье. Социальные представления – это способ осмысления, интерпретация человеком феноменов повседневной жизни. Семья – важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.

Предмет исследования - различия в представлениях детей о семье в детских домах открытого и закрытого типа

Объект исследования - являются воспитанники детских домов разного устройства младшего школьного и подросткового возраста

Цель работы: Изучить содержание представления о своей будущей семейной жизни у воспитанников в разных формах устройства детских домов

Задачи:

Изучить среду двух различных детских домов

Подробно рассмотреть ситуацию, в которой оказались дети

Провести комплексное исследование с помощью методик: экспресс – интервью, «Активизирующего опросника личностной семейной сферы» Рябова, проективной методики «Семейная фотография»

Сравнить полученную информацию по детским домам с точки зрения младшего школьного и подросткового возраста

Выяснить, как ведется подготовка к будущей семейной жизни воспитанников детского дома

Гипотеза:

Различия в представлениях воспитанников детских домов о своей будущей семье связаны с возрастом, продолжительностью пребывания в детском доме, социальным статусом ребенка

Представления о своей будущей семье связаны с укладом жизни и типом отношений в детском доме

Семейное воспитание в детском доме как таковое не проводится

Процедура и методы исследования:

На первом этапе было проведено экспресс – интервью с воспитанниками детского дома. Полученные результаты стали первичной ориентирующей основой для настоящего исследования.

Второй этап предполагал эмперическое изучение содержания представлений разных групп воспитанников, об их будущей семье. Использовались качественные методы сбора информации: проективная методика «Семейная фотография» и опросник «АОЛСС» Рябова.

Научная новизна и значимость исследования состоят в том, что в нем впервые:

изучены представления воспитанников детского дома о своей будущей семье в различных детских домах;

определены ориентиры представлений современной молодежи детского дома о семье с точки зрения младшего школьного и подросткового возраста;

разработана и апробирована комплексная методическая программа исследования социальных представлений о семье в детском доме;

Прикладное значение исследования:

Полученные в исследованиях данные отражают систему ценностей жизни воспитанников детского дома; отмечены важные тенденции развития семьи в современном обществе. Сформулированные данные могут быть использованы в работе детских домов как ориентир воспитательной работы.


Психологическая и физиологическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство – это период, включающий младший дошкольный (3-5 лет) и старший дошкольный возраста (5-7 лет) ...

Взгляды Руссо на цель человеческой жизни и добродетель
Как, вообще, для мыслителей века Просвещения, цель человеческой жизни и для Руссо лежит в счастьи. Но в чем заключается счастье? "Самый счастливый человек тот, у кого меньше горя; самый несчастный - тот, у кого меньше радостей". Источник же горя, несчастий - в непомерности наших желаний, ...

Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать задачи
На формирующем этапе исследования дети работали с задачами, которые приведены в учебнике Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких «Математика» 3 класс, 2 часть, уроки №№ 60 – 72. Рассмотрим, как реализовывался данный этап на примерах конкретных задач. Урок 60, задача №8 в) Цель: закреплять умение пр ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru