Психологическая и физиологическая характеристика детей дошкольного возраста

Комплексная педагогика » Основы взаимодействия учителя иностранного языка с дошкольниками » Психологическая и физиологическая характеристика детей дошкольного возраста

Страница 1

Дошкольное детство – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольное детство – это период, включающий младший дошкольный (3-5 лет) и старший дошкольный возраста (5-7 лет). Для того чтоб понять особенности взаимодействия учителя иностранного языка с детьми дошкольного возраста следует рассмотреть их психологическую и физиологическую характеристику.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется социальная ситуация развития ребенка.

По определению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития – это соотношение внешних и внутренних условий развития психики.

Л.И. Божович указывает на то, что социальная ситуация развития – это то особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

У ребенка-дошкольника изменения в социальной ситуации развития обуславливается тем, что он выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с более широким миром взрослых людей. Ребенок начинает воспринимать взрослых, как носителей общественных функций в системе отношений с другими людьми. Взрослый – это шофер, доктор, учитель и так далее. Ребенок очень хочет быть таким, как взрослый, участвовать на равных в общей с ним деятельности. Но это невозможно, так как велик разрыв между уровнем развития ребенка и тем, к чему он стремится.

На данном этапе происходит усвоение ребенком норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее развитие на следующей стадии.

Центральным новообразованием у дошкольника является развитие самосознания, а именно осознание своего места в системе общественных отношений; появляется новая внутренняя позиция, самооценка, происходит соподчинение мотивов.

Л.С. Выготский указывает на то, что "вокруг центрального новообразования располагаются частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов".

Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка. Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Ребенок, "изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста". Новая структура сознания означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия жизни самого ребенка и внутренней активности его психических процессов.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно является центральным новообразованием дошкольного детства, как уже указывалось выше.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие творчества
В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче. Конструктивная деятельность только тогда может прио ...

Концептуальные взгляды на феномен игры
Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету. Абдульменова З.З. (37, С.29) Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивите ...

Методы стимулирования и коррегирования учебно-познавательной деятельности учащихся
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойч ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru