Психологическая и физиологическая характеристика детей дошкольного возраста

Комплексная педагогика » Основы взаимодействия учителя иностранного языка с дошкольниками » Психологическая и физиологическая характеристика детей дошкольного возраста

Страница 6

Интенсивно растет словарный запас ребенка. Если у детей младшего дошкольного возраста словарный запас слов составляет 1-2 тысячи, и изъясняются они простыми предложениями, то к концу старшего дошкольного возраста у детей словарный запас достигает 5 тысяч слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и этим активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. На данном этапе дети строят сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, "играют" с рифмами и в высказываниях появляется форма будущего времени.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

зрительное восприятие становится одним из ведущих;

воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);

совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Если сравнивать детей младшего дошкольного возраста с детьми старшего дошкольного возраста, то у первых восприятие носит осмысленный, целенаправленный характер, дети способны выделять свойства и признаки только у одного предмета. У детей старшего дошкольного возраста восприятие тоже целенаправленное, но уже более осмысленное; они выделяют свойства, признаки, состояние предметов и явлений, начинают видеть и понимать реальные отношения между предметами.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

у детей преобладает непроизвольное внимание;

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности.

Память

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Анализ современных программ по окружающему миру
Проанализируем учебные книги разных периодов. Н.И. Харисова в своей работе: «Генезис учебной книги для детей как источник познания» анализирует средства ознакомления детей с окружающим миром. Схема 1. Средства ознакомления с окружающим миром В связи с необходимостью развития экономики и активного о ...

Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, ...

Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс
Личностный подход, лежащий в основе организации современного образовательного процесса, предполагает исходную ориентацию педагогов в свойствах и качествах личности, которые многообразно представлены уже у дошкольника, а тем более – у младшего школьника. Учитель начальной школы берется за его развит ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru