Основные формы работы

Страница 3

Поэтому очень важно для анализа предлагать текст с ограниченным количеством (2—4 типа) недочетов и ошибок, чтобы эта работа носила целенаправленный характер, была посильной для учащихся и чтобы после внесенных исправлений, получился вполне удовлетворительный текст.

К сожалению, этот вид анализа, как и прием редактирования текста, на этапе подготовки к изложению и сочинению недостаточно разработан в методике и не нашел еще должного места в практике работы учителей-словесников.

Разновидностью последнего из рассматриваемых приемов является анализ сюжета (сюжетной схемы) рассказа как основы для создания рассказа. В сущности нередко дети вместо живого повествования о каком-либо случае из жизни создают лишь его "сюжетный скелет". Превращение этой схемы в рассказ вводит детей в технику сочинительства и поэтому правомерно рассматривается в методике как особый вид работы.

3. Анализ подготовленных учащимися высказываний, их обсуждение — беседа, в процессе которой подводятся некоторые итоги определенного этапа работы. В процессе обсуждения устных высказываний или прочитанных авторами сочинений учащиеся усваивают требования, которые предъявляются к устным и письменным высказываниям, и привыкают самокритично относиться к своей речи Кроме того, участвуя в беседе-обсуждении, школьники учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни, например, при обсуждении вопросов, поставленных на собрании.

Организуя обсуждение, учитель должен четко представлять его задачи, в частности ту конкретную задачу, которая решается на данном этапе обучения связной речи. Так, на этапе работы над основной мыслью высказывания учитель прежде всего предложит проанализировать наличие у автора основной мысли и то, что помогло (или не помогло) ее реализовать, а если это устное высказывание— соответствие тона основной мысли высказывания.

Не меньшее значение имеет четкая организация обсуждения. На первых порах, когда важно научить детей слушать высказывание товарища, каждый ряд получает предварительно задание: одни ученики в основном следят за тем, как говорящий раскрывает тему высказывания, другие — за языковым оформлением излагаемого, третьи — за тем, как выступающий использует определенные средства звуковой выразительности речи.

Развитию внимания и культуры слушания способствует и требование записывать замечания по ходу изложения, т. е. делать наброски, которые затем будут использованы при обсуждении высказывания. На продумывание и подготовку выступления необходимо дать время. Особенно это важно на тех этапах, когда ученики всесторонне анализируют устные и письменные высказывания товарищей. 6 этом случае нужно, чтобы учащиеся привели в систему записанное, продумали, с чего и как начнут они свое выступление.

Чтобы развить в детях самокритичное отношение к своей речи, важно предоставлять выступающему первое слово для оценки своего высказывания: доволен ли ты тем, как выступил (как написал сочинение)? Все ли сказал, о чем хотел? Над чем, по твоему мнению, тебе следует еще поработать? В чем ты видишь сильные и слабые стороны своей работы?

Для того чтобы привлечь к обсуждению как можно больше учащихся, необходимо вначале предоставлять слово слабым и средним по своей речевой подготовке школьникам. Важно не перебивать ни того, кто читал написанное или выступал с устным высказыванием, ни тех, кто принимает участие в его обсуждении. Ежеминутные замечания мешают детям "мыслить публично", разрушают ситуацию реального живого общения в процессе беседы.

Чувство такта требует также, чтобы учитель выступал последним как один из участников беседы. Его задача - отметить положительные и отрицательные стороны обсуждаемого высказывания, останавливаясь лишь на самом главном, принципиально важном, и высказать свое мнение по поводу затронутых в устных выступлениях вопросов (если в этом будет необходимость).

Использование звукозаписывающих устройств повышает эффективность рассматриваемой формы работы. Звукозаписывающие устройства позволяют услышать себя тому, кто выступал с высказыванием, позволяют воспринимать произнесенное столько раз, сколько этого потребуют задачи анализа, особенности воспринимающих и т. д.

Анализ элементов текста. Анализ формулировок тем сочинений, планов, материалов к высказыванию используется на этапе ознакомления учащихся с тем или иным понятием или способом деятельности. Так, например, на этапе работы над понятием "тема высказывания" (IV класс) учитель предлагает для сопоставительного анализа более широкие и более узкие, но близкие по содержанию темы ("Летом" — "На реке летом" — "Рыбная ловля на реке летом"). Ученики делают вывод о том, как важно учитывать каждое слово в формулировке темы, чтобы определить, о чем именно надо писать (говорить) в сочинении. Анализ готовых планов (положительного и отрицательного характера) позволяет учащимся осознать требования к плану как к тексту особого рода, отражающему узловые моменты содержания высказывания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Система начального профессионального образования
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предыст ...

Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий
Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит в ряде случаев к забвению основных инвариант ...

Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали уч ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru