Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

Комплексная педагогика » Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры » Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей, посещающих старшую группу № 82 (Приложение 1).

В соответствии с целью нашего исследования мы выделили основные задачи констатирующего эксперимента:

проанализировать содержание комплексной программы воспитания и обучения детей, на основе которой ведется работа в ДОУ;

выявить уровень сформированности представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации первой задачи нами была проанализирована комплексная программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.).

Линия познания в программе основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).

Одним из разделов комплексной программы «Детство» является раздел «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», который можно рассматривать и как парциальную программу, так как в ней представлены три взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, трудовой деятельностью взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Все три блока теснейшим образом связаны по содержанию и могут быть реализованы в образовательном процессе только целостно. Освоение детьми позиции субъекта детской трудовой деятельности без осуществления работы по ознакомлению с рукотворным миром и трудом взрослых является невозможным.

Первый блок - предметный мир.

Задача педагога в этом блоке помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

Педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть ребенку сущность предмета - его назначение, показать зависимость особенность конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения.

Второй блок- труд взрослых.

Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа одновременно вводит детей в мир человеческих отношений по поводу трудовой деятельности, позволяет ребенку увидеть многообразие ролевых функций в сложном сообществе взрослых людей. Происходит замыкание связи между двумя мирами — предметным миром и миром человеческих взаимоотношений, один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

В программе формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия - это связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать задачи
На формирующем этапе исследования дети работали с задачами, которые приведены в учебнике Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких «Математика» 3 класс, 2 часть, уроки №№ 60 – 72. Рассмотрим, как реализовывался данный этап на примерах конкретных задач. Урок 60, задача №8 в) Цель: закреплять умение пр ...

Признаки заражения компьютера вирусом
При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать об основных признаках проявления вирусов. К ним можно отнести следующие: вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений; подача непредусмотренных звуковых сигналов; неожиданное открытие и закрытие лотка CD-RO ...

Типы инновационных подходов
В нашей систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы: - По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средст ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru