Основные формы работы

Страница 4

Говоря иными словами, ученики должны уметь самостоятельно анализировать предлагаемые для сочинений темы (чтобы произвести выбор и определить границы избранной темы), составленный план и заготовленные материалы, соотнося их с темой и замыслом своего высказывания. Последнее чрезвычайно важно для воспитания навыков самоконтроля.

Беседа по картине, фильму, спектаклю, по наблюдениям и т.д. Беседа по картине проводится для того, чтобы ученики уяснили замысел художника и то, как этот замысел реализован. Поэтому вопросы учителя обращают внимание учеников на то, что и как изображено на картине, при этом вводятся такие искусствоведческие понятия, как цвет и свет, колорит картины, фон, передний и задний план, композиция, деталь и др. Аналогичным образом проводится беседа по диафильму (кино-, телефильму, спектаклю и т. д.), если перед учениками ставится задача передать содержание увиденного. Обращается внимание на "язык" кинематографа и театрального спектакля: крупный план, монтаж, мизансцены, музыкальное оформление и т.д

Совсем иной характер имеет беседа по материалам собственных наблюдений и размышлений учащихся. В данном случае беседа позволяет учителю сориентироваться в том, какими материалами располагают учащиеся для раскрытия темы. Это обсуждение сложившихся представлений и впечатлений, обсуждение заметок, сделанных во время экскурсии, выписок из книг, дневниковых записей, заготовок к сочинению. Поскольку сочинение предполагает изложение учащимися собственных мыслей, учитель должен быть чрезвычайно деликатным, чтобы не навязывать детям своих рассуждений, своего мнения. Задача учителя — выявить разные подходы к раскрытию темы, отметить среди них наиболее интересные, оригинальные, противопоставить разные точки зрения, подсказать другие возможные пути решения проблемы, указать неизвестные ученикам источники получения материала и т. д. Эта беседа необходима в случае когда тема предстоящего сочинения действительно может затруднить учащихся, когда они должны изучить то, о чем будут писать (говорить), осмыслить накопленный материал и свои наблюдения, чтобы сделать определенные выводы, высказать определенную точку зрения.

Слово (рассказ) учителя.

Слово учителя на уроках развития связной речи создает у учащихся определенный эмоциональный настрой, стимулирует их творческие поиски, пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли — вот почему так важен добрый, заинтересованный тон высказываний учителя. Вместе с тем слова (рассказ) используется и в других дидактических целях. Рассмотрим их.

1. Постановка цели урока по развитию речи. Как правило, в этом случае сообщается, какой именно вид работы предстоит выполнить, какое именно высказывание (по форме речи, по жанру и т.д.) требуется создать, чему предстоит научиться на уроке. Нередко учитель напоминает детям о том, что они уже умеют делать, как они подготовлены к предстоящей работе. Устанавливая связь с предыдущим, учитель ставит новые задачи, чтобы показать ученикам их движение вперёд. Так, например, построено следующее вступительное слово к уроку "Рассказ об услышанном":

"В прошлом да и в этом году вы писали сочинения, где рассказывали об одном каком-либо случае, событии из вашей жизни. Какие из этих рассказов вам запомнились? Как они строятся? Вам, наверное, приходилось слышать рассказы взрослых о себе, о годах детства о каких-либо случаях из их жизни. Иногда такие рассказы бывают очень интересными и поучительными. Писатели нередко пишут их на основе услышанных в жизни рассказов. При этом мастера слова, как правило, рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах, кем и почему они были рассказаны. Сегодня на уроке вы узнаете, как строятся такие рассказы, в чем их особенности. Дома вам предстоит написать об услышанном, или, как иногда говорят, рассказ с обрамлением ."

В данное вступительное слово включены элементы беседы (какие из этих рассказов вам запомнились? Как строятся такие рассказы?), но они подчиняются главной функции вступительного слова учителя — сообщить учащимся задачи урока, уточнить ту речевую задачу, которую им предстоит решить. Однако уточнение речевой задачи может иметь место и на других этапах урока.

2. Уточнение речевой задачи на заключительном этапе подготовительной работы. В одних случаях это уточнение состоит в фиксации внимания учащихся на отдельных, но важных моментах предстоящей работы. Так, например, учитель разъясняет, что передать содержание текста (в котором повествование ведется от 1-го лица) надо в форме 3-го лица. Поэтому очень важно определить, как назвать рассказчика. Например, хорошо ли изложение "Хитрый заяц" начать так: "Автор (писатель) пошел на охоту"? Нет, на охоту ходит не автор, а охотник. Такого рода уточнения предупреждают появление речевых недочетов в письменном изложении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным слухом
Одной из центральных линий психического развития дошкольника является нравственное развитие, которое тесно связано с формированием эмоциональной сферы. Эмоциональное и нравственное развитие — два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания дошкольников и осуществляются ...

Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого пот ...

Текстовые задачи в начальном курсе математики
В настоящей главе раскрывается сущность понятия «текстовая задача», описывается ее структура, приводится классификация задач по разным основаниям, дается характеристика этапам обучения решать текстовые задачи. Также рассмотрены примеры дифференцирования задач по уровню их сложности. С термином «зад ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru