Концепция и технология учебной организационно-деятельностной игры для первокурсников КГУ

Страница 1

Современные проблемы высшего образования завязаны в данной работе на 3-х позициях: позиции выпускника-абитуриента, позиции ВУЗа, и более крепкой, подчиняющей себе два предыдущих момента, и заставляющей их равняться на себя, позиции рынка труда. В данной ситуации оперировать и исправлять положение можно лишь со стороны позиции выпускника-абитуриента (а по большей части – студента).

Организационно-деятельностная игра, как одна из неклассических и продуктивных форм образования, наиболее всего подходит для осуществления эффективной учебной деятельности студентами, их самоопределения.

Организационно-деятельностная игра, как общая форма игры, развивается в направлении игрового моделирования, начало которому положил Г.П. Щедровицкий. И применяется эта форма, чаще всего, для решения сложных социально-производственных проблем, когда решить их традиционным способом не представляется возможным и для поиска творческих подходов к проблеме требуется объединение усилий представителей разного направления, действующего в одной сфере [6,14,20].

Сама игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии социально-экономической ситуации, в рамках которой будет вестись дальнейшее обсуждение (в учебной игре для студентов это – проблемы состояния современного высшего образования; ощущение себя в высшем образовании; ощущение причастности к определённой профессии и т.д.), и в ситуацию, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого и социально-экономического конфликта [21,32] (для учебной игры характерно рассматривать социальный и самоопределенческий конфликты).

Для реализации ситуации игры требуется команда, состоящая из – руководителей-организаторов и игротехников.

Руководители-организаторы собирают на себе такие функции, как:

· разработка профессиональных позиций для участников игры;

· организация процесса игры;

· постановка проблем и конкретных задач для участников;

· отслеживание результатов групп;

А игротехники, которые обеспечивают коллективную деятельность участников, выполняют следующие функции:

· обязательное информирование «организаторов» обо всех аспектах деятельности групп;

· создание в ней благоприятной для творчества атмосферы;

· управление конфликтами;

· контроль за работой и продвижением группы и, при необходимости, коррекция этой деятельности [6].

Данное распределение функций руководителей-организаторов и игротехников наблюдается так же в учебной организационно-деятельностной игре со студентами. Формы работы на играх одинаковы.

При создании данной группы организаторов и игротехников необходимо обдумать конкретные цели предстоящей игры и пути их достижения.

Это происходит перед началом игры, в так называемом «предыгровом этапе», который длится от 1 до 3 месяцев и используется организаторами игры для диагностики состояния социально-экономической системы, выявляются проблемные ситуации и болевые точки, определяется, в связи с ними, общая стратегия игры, формируется её предварительная структура, производится подбор игрового коллектива, то есть разрабатывается весь игровой комплекс [37].

В организационно-деятельностных играх принципиально не закладывается безусловное решение проблем, то есть получение какого-либо конкретного конечного продукта, поэтому игра иногда может заканчиваться и с отрицательным результатом.

С учётом различных подходов игроков формируется количественный состав каждой игровой команды. При этом в каждую играющую группу, как показывает анализ этих игр, обязательно включается 2-3 человека от руководства игры. В их функции на игре входит:

· обязательное информирование «штаба руководства» обо всех аспектах деятельности групп;

· создание в ней благоприятной для творчества атмосферы;

· управление конфликтами;

· контроль работы и продвижения группы и, при необходимости, коррекция этой деятельности.

Важным этапом, с которого начинается сама игра, является ввод её участников в игру. Вероятность встречи с мыследеятельностью в условиях игры более высока, чем вне её. Эта возможность – результат коллективного усилия, поэтому, если участник хочет с ней встретиться, то ему необходимо включиться в игру [34]. Здесь предусматривается ориентирование всего игрового коллектива на цели и задачи игры и его психологическая подготовка, заключающаяся в мобилизации творческого и интеллектуального потенциала участников [38].

Руководители игры используют для этих целей самые разнообразные приёмы: провоцирование острого конфликта мнений в режиме «жёсткой полемики», а иногда и дебатов; использование шуток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции и др. Группы постепенно переходят от автономной работы к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия [21].

В организационно-деятельностной игре используется игротехническое нормирование:

Страницы: 1 2 3


Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с внешней средой
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в каждом конкретном случае так ...

Краткая историческая справка о теории обучения в высшей школе
В классической педагогике теория обучения (дидактика) представлена в виде пирамиды. Основания ее принадлежит дошкольному воспитанию и обучению, весь объем занимает начальная и средняя школа. Высшей школе в этой пирамиде принадлежит вершина, т.е. математическая точка, теоретически существующая, прак ...

Сенсорное развитие
Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается. Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство), целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, воспр ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru