Рекомендации для учителей по учёту креативности школьников

Страница 2

Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими. Необходимо в каждом учащемся начальных классов увидеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своих творческих детей. Таким образом, с одной стороны, мы изменяем социальный статус самого ученика, а с другой – повышаем престиж творческого мышления, что ведет к осознанию ценности творческих черт своей личности.

О положительном влиянии на проявление креативности таких факторов как обеспечение психологической безопасности, отсутствие внешних оценок и критики, выход на реакцию «мне нравится» вместо «это плохо», отсутствие стрессов, изменение внутреннего настроя по отношению к каждому ученику, писали многие ученые. Среди них - М. Воллах, Н. Коган, Л.Б. Ермолаева Томина, А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Торренс, Е.Л. Яковлева и т.д.

Важным условием развития креативности является предоставления ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения. Такая свобода способствует развитию воображения и фантазии, «полету мысли» и самостоятельности, настойчивости в достижении поставленных целей и т.п. Вот, как говорила об ограничении нашей внутренней свободы и творческости Натали Роджерс: «У меня сложилось впечатление, что на каком то этапе нашей жизни, порой очень рано, наша творческость заглушается родителями, учителями, братьями и сестрами, друзьями, при этом каждый из них…убивает в нас радость творческого созидания беспощадной критикой того, что мы делаем.… Когда мы были детьми, нас учили всё делать только правильно, как того хочет учитель…, нас всегда оценивали, пробовали ли мы танцевать или играть на пианино. Всегда нам сопутствовал строгий критик говоривший: «Ты делаешь правильно – ты делаешь неправильно»…когда накладываются ограничения на нашу творческость, мы заболеваем, становимся напряжёнными, тупеем…». Как видим, в повседневной жизни происходит подавление креативных свойств в индивидууме. Творческий потенциал находится под несомненным воздействием семьи и общества и актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Поэтому предоставление учащимся относительной самостоятельности и свободы, создания благоприятного рабочего климата, отсутствие жестких требований и регламента, обеспечение независимости в выборе и принятии решений создаёт возможности для проявления креативности.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности младших школьников – это повышение и укрепление самооценки у учащихся. Педагог должен способствовать формированию у своих учеников достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности. Поэтому при оценке творческих достижений школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не с точки зрения общепринятых стандартов. Так, педагог готовит почву для дальнейших успехов, для позитивного самосознания учеников, приобретения уверенности в себе. Форма поощрения при этом должна быть очень гибкой, так как через некоторое время она может стать привычной. Самое главное, чтобы ребёнок испытал радость от хорошо сделанного и дела, собственного открытия или решения проблемы, которые становились бы для него главным источником удовлетворения, чтобы фокус оценки был перенесён «с себя на цель».

Таким образом, демократичная обстановка в школе, безоценочность, творческий характер деятельности, отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают свободное проявление творческой активности учащихся начальной школы.

Важным условием является поиск, создание и обучение методам, приёмам и способам, позволяющих выявлять и развивать креативность.

Традиции, установки, воспроизведение опыта и знаний в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативность детей. Исследователи считают, что творческое развитие детей зависит от того, с какими типами задач ребёнок будет встречаться в процессе обучения в школе. Так, формирование нетворческого стиля мышления происходит тогда, когда учащиеся постоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», то есть имеющими единственное правильное решение. Задачи другого типа – «открытого» - предполагают любые варианты решения проблем и полную самостоятельность в выборе способа решения. В результате развиваются такие важные черты креативного мышления, как: навык ухода от известных и стандартных ответов, оригинальность и самостоятельность, фантазирование. Отсюда следует, что в обучение детей необходимо включать как можно больше задач «открытого типа», как в можно большее количество разных деятельностей. Под образованием, таким образом, будет пониматься не простое получение готовой информации, усвоение «чужих» знаний, идей и опыта, а тренировка в постановке проблем, в открытии нового, в трансформации имеющейся информации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Цели, задачи и закономерности обучения
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления д ...

Теоретическое обоснование педагогических условий у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. На экскурсиях ...

Произведения детской литературы и искусства как средство эстетического воспитания школьников
Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников. У младших школьников сохраняется отличающая детей образность восприятия действительности, живость воображения. Главная задача литературно – т ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru