Теоретическое обоснование педагогических условий у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий

Комплексная педагогика » Развитие у старших дошкольников бережного отношения к природе в процессе природоведческих экскурсий » Теоретическое обоснование педагогических условий у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий

Страница 1

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Цель подобных экскурсий - экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Все это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека.

Для более успешной познавательной деятельности ребенка экскурсии необходимо проводить систематически, не реже 1 раза в сезон. Это позволит организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Система экскурсий позволяет сформировать на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различными формами взаимодействия с ними осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Экскурсии необходимо организовывать на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улица города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования. Дети наблюдают за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное усложнение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса.

Экскурсия на луг дает возможность детям увидеть различные луговые травы – клевер, мышиный горошек, пастушью сумку, василек, горец змеиный, одуванчик, подорожник и др. Необходимо заострять внимание на бережное отношение к ним – не рвать, не мять, не топтать. При сборе растений на лугу нужно следить, чтобы ребенок правильно и аккуратно срывал растения, осторожно брать их, не вырывать с корнем, чтобы не повредить корневую систему.

В лесу дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников – ель, береза, дуб, осина, черемуха, калина и др. Здесь нужно следить, чтобы дети не ломали ветви, не повредили ствол дерева, его крону. Приучать собирать только опавшие листья и плоды. На экскурсиях дети собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена.

На водоеме детям необходимо прививать бережность по отношению к воде, показать детям, как загрязнены водоемы и последствия этого. Нужно учить детей оберегать водные сообщества, так как это является неотделимой частью природы.

Страницы: 1 2 3 4


Задание требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности
Следующим этапом проектирования ИТО выступает - этап задания требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности студентов. К сожалению, в современной дидактике еще не выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания учебн ...

Приоритетные направления воспитательной работы
Большое внимание в лицее уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Что, я считаю, очень важно, т.к. в нем объединены гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включени ...

Воспитание добрых чувств
Общественные, в собственном смысле нравственные, чувства зарождаются в человеке от соприкосновений с другими людьми, от общественных соотношений. Следовательно, пора нравственного воспитания - пора введения питомца в человеческое общение, в человеческую жизнь: до сих пор он жил только в общении с ж ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru