Произведения детской литературы и искусства как средство эстетического воспитания школьников

Комплексная педагогика » Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир" » Произведения детской литературы и искусства как средство эстетического воспитания школьников

Страница 1

Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников.

У младших школьников сохраняется отличающая детей образность восприятия действительности, живость воображения. Главная задача литературно – творческого развития детей младшего школьного возраста: развивая характерное для младших школьников воображение, делать его в то же время более содержательным оснащенным знаниями закономерностей окружающего мира.

В младших классах при проведении внеклассных мероприятий по обществознанию можно использовать словесное рисование. («Как бы ты нарисовал этого героя? Какой рисунок ты хотел бы сделать к этому рассказу?»)

Рисуя словами, школьник упражняет воображение, развивает речь и чувство стиля.

Младшие школьники сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению. Им по силам сравнивать разных героев.

Начиная с младшего возраста школьники охотно выполняют несложное упражнение, развивающее внимание к деталям художественного текста: рассказ или отрывок из повести читается вслух, затем ребятам показывается иллюстрация, а они должны указать то место, к какому относится эта иллюстрация.

Увлекает младших школьников упражнение: учитель читает рассказ не до конца, а учащиеся конец должны написать сами. Затем придуманный школьниками конец сравнивают с тем, который предлагает автор, затем выясняются преимущества авторского варианта. Упражнение развивает внимание к деталям произведения и к логике авторской мысли. Под руководством педагога младшие школьники выполняют не только литературно – творческие задания, углубляющие восприятие прочитанного, но и упражнения, рассчитанные на творческое освоение окружающей действительности, т. е. под непосредственным жизненным впечатлением.

Младшие школьники могут рассказать случаи из своей жизни, описать лето, проведенное в лагере, рассказать о своей собаке или кошке, о младшем братишке или сестренке. Младшие школьники охотно сочиняют сказки, в которых причудливо переплетаются волшебство из старинных сказок, современная фантастика и бытовая повседневная реальность.

Младший школьный возраст – это период наиболее благоприятный для развития речи ребёнка, его творчества, фантазии, познавательной и физической активности. Мыслительный процесс у ребенка тогда наиболее активен, когда он сопровождается чувством радости, открытия нового, неизвестного.

Начинающий читатель испытывает радость когда он открывает для себя, читая произведения что-то новое. Самое обычное слово может вызвать смех и слезы, в него можно играть, оно может содержать разный смысл, в нём заключена музыка. Нужно только помочь ребёнку открыть для себя эту радость.

Научиться грамотно читать – это ещё не значит воспринять художественное произведение во всем его богатстве.

Если ребенок почерпнет мало слов в детстве, то он будет мало знать всю жизнь. Наша задача дать детям как можно больше слов, воображения и способности высказывать свои мысли. Слова – это мысли, это духовный фонд. Причем художественное воспитание не ограничивается лишь полноценным восприятием прочитанного. Книга должна вызвать желание самому стать творцом в любом виде деятельности. А творец, художник должен обладать, кроме научных знаний, развитым воображением, способностью интуиции.

Читатель проникается мыслью о величии человека – творца через эмоциональные переживания героя, через отношение автора к рассказанному, изображенному, к тому, что он любит и отвергает.

Силу чувств писатель передает с помощью слова. Значит, в основе первоначального эстетического освоения произведение лежит слово, которым читатель должен уметь наслаждаться, чувствовать его оттенки, интонацию, точность.

Как нельзя воспринять музыку, не слыша звука, а картину, не чувствуя цвета, так, не обладая чувством слова, ребёнок не сможет по – настоящему получить эстетическое наслаждение от художественного произведения. Он воспримет содержание, научится прямолинейно понимать нравоучения, но оно так и останется пустым нравоучением, не прикоснувшись ни к одному из его чувств. Отсутствие языковой культуры губительно сказывается на всем развитии человека, в том числе интеллектуальном. Об этом говорили все великие писатели и педагоги прошлого и настоящего.

Страницы: 1 2 3


Понятие модели обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выст ...

Предложения по повышению эффективности организации физкультурного досуга в МДОУ детский сад №11 для детей старшего дошкольного возраста
Так как наш детский сад является оздоровительным, проводится большая работа, направленная на организацию здоровьесберегающей деятельности и физического развития детей, но можно более эффективно развивать и физкультурно-досуговую деятельность дошкольников, что также приведет к улучшению показателей ...

Связная речь, высказывание, текст как методические понятия
Связная речь — раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества. С точки зрения лингвистической связная речь — "отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и р ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru