Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"

Комплексная педагогика » Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"

Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разноообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.

Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, самому себе.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры, иначе отдавать будет просто нечего.

Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему.

Критерии эстетической воспитанности является эстетическая культура. Эстетическая культура предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и также в любом проявлении жизни: труде, быту, поведении человека.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

В педагогической модернизации российского образования школа учит решать вопросы о воспитании и развитии подросткового поколения. Одной из важнейших целей является приобщение учащихся к гражданской культуре, что подразумевает положительное отношение к обществу, людям. Формирование ребёнка начинается с семьи, но чувство прекрасного должен развивать учитель, постоянно. О необходимости такой работы говорил В.А. Сухомлинский. Он призывал сделать так, чтобы школа для ребёнка была «школой радости», во многом связывая это с личностью учителя и его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных понятий и представлений. Сегодня нет школ, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию. В качестве одной из основных

рассматривают проблему эстетического развития молодёжи радио, телевидение, печать. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена степень необходимых усилий учителя значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Это недостаток существующих программ, дисциплин художественно-гуманного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащённость учебного процесса.

Эти проблемы требуют скорейшего решения, так как эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности младшего школьника. Какую же цель ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель – это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Так же выявлению некоторых целей способствует курс обществознания. Так как изучая этот предмет детей видеть и чувствовать окружающий мир – эстетически прекрасным. Среди более конкретных задач одна из важнейших – формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и действительности по законам красоты. Надо обратить внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности человека.

Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

И совсем нет материалов об эстетическом воспитании учащихся во внеклассной работе по обществознанию. Это объяснимо. Обществоведческие темы в интегрированный курс «Я и окружающий мир» включены недавно. Возможности эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе по обществознанию недостаточно разработаны. Полагая, что такие возможности имеются, мы приняли решение исследовать эту проблему.

Тема дипломной работы: воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир».

Цель исследования: доказать эффективность влияния внеклассной работы по обществознанию на воспитание прекрасного у младших школьников.

Объект: эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе по обществознанию.

Предмет исследования: формы и средства эстетического воспитания, используемые во внеклассной работе по обществознанию в начальной школе.

Гипотеза: если целенаправленно использовать во внеклассной работе по обществознанию разнообразные формы и средства, то эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы предлагаем последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач:

1.Изучить психологическую, педагогическую, методическую, литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников;

2.Изучить содержание эстетического воспитания младших школьников;

3.Выявить уровень эстетических представлений у младших школьников;

4.Разработать план внеклассных мероприятий направленных на эстетическое воспитание младших школьников;

5.Провести внеклассные мероприятия направленные на эстетическое воспитание младших школьников;

6.Проверить эффективность предложенных мероприятий.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;

-практическая работа, включающая в себя анкетирование, тестирование, анализ деятельности детей.

В этой главе мы анализируем основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие «эстетическое воспитание», выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания.


Особенности устной речи
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы м ...

Общие аксиомы конструктивной геометрии
Фигурой в геометрии называют любую совокупность точек (содержащую по крайней мере одну точку). Будем предполагать, что в пространстве дана некоторая плоскость, которую назовем основной плоскостью. Ограничимся рассмотрением только таких фигур, которые принадлежат этой плоскости. Одна фигура называет ...

Роль нравственного воспитания в образовательном процессе
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные дру ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru