Организация и описание методов исследования внимания у детей с задержкой психического развития

Комплексная педагогика » Особенности внимания у детей с задержкой психического развития » Организация и описание методов исследования внимания у детей с задержкой психического развития

Страница 1

Для обследования развития внимания у детей с задержкой психического развития по приведенным ниже методикам, было выбрано 5 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу.

Список детей

Возраст

Заключение ПМПК

Данил А.

04.07.02.

ЗПР

Ралина А.

04.07.02.

ЗПР

Саша З.

12.09.02

ЗПР

Оксана И.

22.04.02.

ЗПР

Тимур К.

03.03.02.

ЗПР

Методика 1. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис.1(см. в приложении). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, полукруг и квадрат. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжаешь делать тоже самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин., в течение которых пять раз подряд (через каждые 30сек.) ему говорят слова «начинай» и «стоп». Также можно дать ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а флажок – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин., т.е. за все время исполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: S=0.5*N-2.8n / t, где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N – количество изображений предметов на рис.1,просмотренных ребенком за время работы, t – время работы, n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5мин.), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания строиться график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель продуктивности и устойчивости внимания у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов – показатель S находиться в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов – показатель S находиться в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов – показатель S находиться в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 баллов – показатель S находиться в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл – показатель S находиться в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в сою очередь в баллах оценивается так:

10 баллов – все точки графика на рис.2 не выходят за пределы зоны, а сам график напоминает кривую 1.

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах на подобие точки 2.

Страницы: 1 2 3


Тематические уроки на развитие монологической речи на английском языке в 10 классе
Урок 1:Ток – шоу “The field of Wonders” Тема урока: «Необычные животные мира». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Цели урока: 1. развитие навыков и умений устной речи (монолог, диалог); 2. развитие навыков и умений аудирования; 3. развитие мышления учащихся; 4.развитие интереса к из ...

Психологическая характеристика творческих способностей
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения. Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуаль ...

Профессиональная деятельность и личность педагога
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения кв ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru