Цели, задачи и закономерности обучения

Комплексная педагогика » Педагогика » Цели, задачи и закономерности обучения

Страница 2

3) закономерность качества обучения устанавливает взаимосвязь между смежными этапами обучения, результатами обучения и его содержанием, условиями протекания и длительности процесса обучения и способностями учеников к восприятию и усвоению материала;

4) прослеживается так же закономерность методов обучения и результата их применения;

5) закономерность управления обучением устанавливает рамки и правила коррекционного воздействия на этот процесс, а так же устанавливает важность обратных связей;

6) внешние и внутренние стимулы к обучению закономерно влияют на его продуктивность.

Более конкретные закономерности обучения делятся по нескольким типам: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные.

Использование закономерностей в качестве опорной платформы разработки учебных процессов не вызывает сомнения и при правильной реализации приводит к устойчивой дидактической эффективности. Педагог в свою очередь должен четко знать и понимать основные закономерности обучения и строго придерживаться их. Например, при игнорировании стимулирующей деятельности, ученики потеряют интерес к процессу обучения. Если учитель будет уделять мало внимания эмоциональному контакту с учениками, творческому подходу к проведению уроков, едва ли удастся достигнуть должного уровня обучаемости.

Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.

Дидактические принципы

– свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Многие современные исследователи педагогической теории и практики занимались разработкой и обоснованием важнейших принципов обучения, проанализировав которые можно выделить наиболее общие основные принципы построения системы обучения.

1. Принцип сознательности и активности . Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

Страницы: 1 2 3 4 5


Этапы работы над газетными статьями на уроке иностранного языка
Приступая к работе с газетой, с учащимися можно провести беседу о газетах, издаваемых в иноязычных странах, показать отдельные номера из них. Необходимо познакомить ребят с общей структурой газет, с размещением публикуемых в них материалов, перечислить рубрики, имеющиеся в газетах, с которыми им пр ...

Психологическая характеристика творческих способностей
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения. Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуаль ...

Приблизительная структура урока с использованием ИТ
Урок объяснения нового материала. 1) актуализация знаний; 2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск); 3) первоначальное закрепление; 4) подведение итогов. Урок контроля и проверки знаний. 1) творческая работа (индивидуально или по групп ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru