Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет

Комплексная педагогика » Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет » Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет

Страница 1

Кто же на самом деле открыл "теорему невесты", которая известна большинству как теорема Пифагора? Этим интересным исследованием можно заняться с учащимися 6 класса, что и было сделано в одной из российских школ.

Ученики прочитали, что на Пифагора как на математика при жизни почти никто не ссылался, а Геродот характеризовал его только как "выдающегося софиста", который был больше известен, выражаясь современным языком, своей педагогической деятельностью. Но вот его математические открытия? Эту проблему была исследована в Интернет-классе. Образовательные цели были поставлены следующие:

o научить ребят коллективным формам исследовательской работы;

o произвести опережающее изучение отдельных разделов геометрии;

o формирование у школьников навыков комплексного мышления;

o и, конечно, учить применению Интернет в собственной образовательной деятельности.

Весь класс был разделен на группы, которые исследовали следующие разделы: "Биография Пифагора", "Ссылки современников на его учения", "Пифагор - философ", "Пифагор как педагог", "Его выдающиеся ученики", "Пифагор и теория чисел", "Теорема Пифагора". Через www.yandex.ru сделали запрос по ключевым словам: Пифагор, Древняя Греция, Аристотель и др. Полученные массивы информации систематизировали в виде матрицы следующим образом: по горизонтали записали направления, относящиеся к теме исследования, по вертикали - основные понятия и адреса web-сайтов. На пересечении размещались полученные в Интернете данные. Фактически каждая клетка матрицы сама являлась матрицей со своей структурой. Такой способ классификации базы данных очень удобен своей наглядностью и быстротой использования в работе и спорах.

После накопления минимально необходимого объема содержания интересующего вопроса было организовано групповое решение задач разных уровней: такие группы формировались на основе мониторинга успешности учащихся. Среди задач повышенной сложности особое значение имели те, для которых не существовало однозначного решения. Так, возник вопрос: получены ли убедительные доказательства того, что автором "теоремы невесты" не является Пифагор? Было точно установлено, что частные случаи выполнения теоремы были известны задолго до Пифагора китайским и вавилонским мудрецам. Но вот первое строгое математическое доказательство, возможно, принадлежит Пифагору.

С Интернетом само конструирование урока стало несколько иным: традиционная методика не так-то просто переносилась в данную учебную ситуацию. Осмысливался вопрос о теории проектирования образовательной технологии, основанной на принципах открытости и самоорганизации с применением глобальных сетей телекоммуникации.

Изучаются сразу два аспекта: 1) теоретические основы проектирования педагогической технологии использования Интернет при обучении, 2) пример практического исследования школьниками проблемы возникновения и авторства теоремы Пифагора. Существующие в методических публикациях утверждения о необходимости смены парадигмы педагогической науки в связи с личностно ориентированным обучением и широким применением Интернета не находят достаточных оснований.

Если понимать парадигму как совокупность теоретических положений и понятий, принятых в данной науке, то можно сделать вывод, что для смены парадигмы педагогической науки нет явных предпосылок, но вот модель образовательной практики нуждается в существенном видоизменении.

Проектирование педагогических технологий, ориентированных на личность участников образовательного процесса и широкое применение сетей телекоммуникации, не требует смены как концепции образовательной системы, так и самой логики педагогического исследования. Значительные информационные ресурсы Интернета могут широко использоваться для решения познавательных задач и даже дополнить модель образования. А такие научные положения, как постановка педагогической проблемы, научная тема, актуальность, объект, предмет исследования, цели и задачи, предположения, научная новизна, - универсальны, обладают методологической полнотой и на современном этапе не нуждаются в радикальных изменениях.

Был применен следующий метод обучения, который связан с развитием комплексного мышления ребенка: от одностороннего восприятия изучаемых явлений, через овладение культурой полемики, к самокритичному мышлению, а затем к самостоятельным микрооткрытиям. При этом сам процесс участия детей в коллективной исследовательской работе был не менее важен, чем конечный результат их деятельности. Применение Интернета в школе не самоцель, а эффективное средство образования. Простое накопление знаний при этом не имеет большого значения, а вот освоение способов образовательной деятельности (в том числе коллективных) в условиях доступности любых информационных ресурсов - наиболее приоритетное направление. Но, к сожалению, эффективных методик преподавания типовых школьных учебных курсов на основе применения телекоммуникационных сетей создано очень мало. В связи с этим, Интернет-образование нуждается в специальной педагогической технологии, основанной на системно-деятельностном подходе к обучению и ценностных ориентирах в воспитании.

Страницы: 1 2


Методические аспекты организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательн ...

Основные направления совершенствования орфографического навыка
русский дагестанский язык орфографический Непременным условием успешного формирования навыка написания безударных гласных в корне слова, глухих - звонких согласных является умение учащихся различать слова, требующие проверки, и проверочные слова. Овладение навыком написания безударной гласной в кор ...

Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru