11 Полезно иногда предложить учащимся самим оценить свою контрольную или самостоятельную работу (защитить её). Это повышает ответственность ученика за её выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. Кроме того, ученик получает большое удовлетворение от того, что он не только правильно решил задачу, но и доказал правильность своего решения товарищам, защитил своё решение. Конечно, работу затем проверяет учитель и тактично разъясняет ученику, почему нельзя согласиться с его оценкой, если окажется, что ученик её завысил.
12 Учитывая ранний интерес учащихся к вопросам будущей профессии, полезно иногда в контрольной работе, содержащей задачу конкретной производственной ситуацией, предложить учащимся не только оценить свою работу, но и записать, кем они желают быть после окончания школы. Например,
- ученица Л. записала: "По - видимому, есть ошибки, оценка 3. Я хочу быть врачом". Замечание учителя: "С оценкой согласен. Желаю успеха, но врачу нельзя ошибаться"
- Ученик С.: "Оценка 4+. Хочу быть моряком". Рецензия учителя: "4 много, есть ошибки.
Достаточно 3. С такими знаниями по математике в море можно заблудиться".
- Ученица П.: "Оценка 4, потому что есть зачёркнутое и исправления. Хочу быть учительницей". Рецензия: "Согласна, желаю успеха".
Вряд ли можно отрицать воспитательное значение таких работ и рецензий учителя.
13 Полезно иногда предложить учащимся проверить и оценить работу товарища. В этом случае ученики более объективны, чем при оценке своей работы.
14 Нельзя снижать оценку ученику за контрольную, домашнюю или иную самостоятельную работу, если он при её выполнении перечеркнул неправильное, а затем записал правильное решение. Наоборот, надо поощрять учащихся за их стремление контролировать свои решения и исправлять обнаруженные ошибки.
15 Если ученик, получив неправильный ответ, проверкой обнаружил это и перечеркнул решение, а новое, правильное решение не успел выполнить, то следует воздержаться от оценки его работы баллом "2", а за самокритичность похвалить. Наоборот, ученик, не перечеркнувший неправильное решение, должен получить соответствующую оценку. Повторную контрольную работу они будут выполнять, по - видимому, вместе, но второй - исправлять "двойку", первый - как бы ещё раз пробовать свои силы и умения.
16 При обнаружении опечатки в условии задачи иногда не следует спешить с её исправлением. Полезнее предложить учащимся решить задачу в той формулировке, как это дано в учебнике, а затем проверкой доказать наличие опечатки. При творческом подходе учителя к решению задач и проверке полученных решений, опечатки в ответах могут быть использованы как дополнительный стимул к выработке у учащихся критичности и самоконтроля.
Мы далеки от мысли считать полезным наличие опечаток в школьном учебнике, но не можем и согласиться с теми учителями, которые всякую опечатку в учебнике считают величайшим злом. Такие задачи можно давать на дом как дополнительные задания для учеников с повышенной мотивацией.
17 Требования к решению задач:
- безошибочность решения;
- обоснованность;
- исчерпывающий характер;
- простота решения;
- рациональная запись;
-ясность пути, приводящего к решению должны быть взяты на вооружение каждым учителем математики. Больше того, постепенно показывая на конкретных примерах решения отдельных задач, эти требования следует разъяснить каждому учащемуся и предъявлять к исполнению в повседневной их учёбе.
18 Полезно дать учащимся общие рекомендации по вопросу выполнения домашних заданий и самоконтролю. Интересные советы даны в книге С.В. Воронина. Вот некоторые из них:
"17. Привыкай постоянно контролировать свои рассуждения, не забывай слово "почему". Прежде чем считать своё заключение верным, ещё раз проверь себя.
Профессиональная деятельность и личность педагога
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения кв ...
Отбор и конструирование
дидактических материалов, способствующих формированию умений производить
самопроверку решения задания
Как убедиться в правильности ответа? ·Учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решений уравнений и неравенств и применять их на практике. Такую проверку можно выполнять и устно; важно, чтобы ученик действительно убедился в правильности ...
Понятие о методах воспитания, их классификация
Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воз ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...