Сущность самоконтроля, его структура и значение

Страница 6

Качественная характеристика самоконтроля подростков включает:

- степень осознанности и самостоятельности действий самоконтроля;

- его правильность, зависящую от усвоения образца и умения сопоставлять с ним свою работу;

- овладение приёмами самоконтроля.

Главный путь формирования самоконтроля лежит через овладение учащимися приёмами самоконтроля, специфическими в каждом учебном предмете. Процесс обучения учащихся способам самоконтроля должен включать:

1. обоснование необходимости самоконтроля;

2. ознакомление учащихся с приёмами самоконтроля, наиболее рациональными при изучении данной темы;

3. включение самопроверки в учебную деятельность как необходимого элемента этой деятельности;

4. организацию системы упражнений, направленную на выработку и закрепление умений и навыков самоконтроля.

Значение самоконтроля

Умён не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умён тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их. [Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, стр.18 (примечание)].

Самостоятельная учёба, как и всякая самостоятельная деятельность человека, неизбежно требует умения планировать свой труд и контролировать его результаты: качество приобретаемых знаний и умений.

Как указывает А.С. Лында, "самоконтроль не рождается у ученика сам по себе, стихийно. Исследования показывают, что путь проб и ошибок не приводит к положительным результатам в формировании самоконтроля . Самоконтролю необходимо обучать специально. Это обучение включает в себя инструктирование учащихся, сообщение им некоторых сведений, необходимых для самоконтроля, и организацию упражнений по отработке приёмов его выполнения при осуществлении данного вида работы".

В русской методике преподавания математики проверке правильности получаемых результатов уделялось большое внимание. Например, известный методист XIX века В.А. Латышев писал: "Приучить детей к проверке задач необходимо, чтобы заставить их действовать сознательно, следить за своей работой и полагаться не на получение числа, данного в решении, а на ясное понимание условий задачи и хода её решения". [

Латышев В. Руководство к преподаванию арифметики. 1896, стр. 141.]

В "Нормах оценок письменных практических работ по математике в 5-11 классах" указывается, что за решение задачи по алгебре оценка "5" ставится в том случае, когда "задача решена правильно . дан исчерпывающий ответ на вопрос задачи и установлено соответствие решения условию задачи".

В рекомендации XIX Международной конференции по народному просвещению при ЮНЕСКО, принятой при участии советских представителей, указывается: "Нужно:

а) изучать ошибки учащихся и видеть в них средства познания процесса их математического мышления;

б) упражнять в практике самоконтроля и исправления собственных ошибок;

в) раскрывать перед учащимися смысл понятий приближения, порядка величины и правдоподобия результатов ."

Образно говоря, надо довести до сознания учащихся, что каждый из них должен быть для себя первым отделом технического контроля и стремиться к получению личного клейма "Знак качества".

Немаловажное значение имеет и то общее удовлетворение работой, тот подъём, который переживает ученик, самостоятельно убедившийся в правильности решения задачи. Следует также учесть, что самооценка, связанная с постоянным самоконтролем, на старших ступенях обучения приобретает значение стимулятора, побуждающего школьника к учению. Кроме того, навык самоконтроля имеет большое общевоспитательное значение. Самокритичность и самооценка являются неотъемлемыми компонентами познания человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью. Педагоги и психологи утверждают, что если с детства привлекать учащихся к анализу результатов своей деятельности и поступков, то самовоспитание будет продолжаться всю жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Специфика социального общения подростка в школе
Я изучила конфликтность в семейных отношениях, теперь проследим эту конфликтность в школе на классных руководителях 9-11 классов. Для этого я использовала методику К.Н. Томаса(1973), адаптированную у нас Н.В. Гришиной в тест «Конфликтная ли Вы личность?» При опросе классных руководителей моя основн ...

Примеры использования различных форм работы младших школьников в процессе решения текстовых задач
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ранее (см. пункт 1.2) были описаны признаки различных форм организации деятельности школьников на уроках математики. В пункте 2.2 бы ...

Организация учебного процесса по математике в начальной школе
В настоящей главе раскрывается сущность понятий «урок» и «форма организации обучения», перечисляются требования к организации и проведению урока математики в начальной школе. Кроме того, приводится сравнительная характеристика известных форм работы на уроке математики. Основной формой организации у ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru