Сущность самоконтроля, его структура и значение

Страница 5

3-я методика ( в группе "б"). Объяснение способов решения задач велось аналогично второй методике. Оно сочеталось с показом учащимся решения на доске и фронтальным его обсуждением. Далее они решали задачи самостоятельно, после чего преподаватель проверял тетради, но ошибок не отмечал и оценок не ставил. На следующем уроке объяснялись приемы самоконтроля (как и в двух первых методиках). Учащимся были возвращены тетради и дано задание еще раз проверить свое решение, отметить и исправить допущенные ошибки. При этом учитывалось, что после проверки им будет выставлена оценка с учетом того, все ли допущенные ошибки они исправили. При такой формулировке задания учащиеся работали очень внимательно и обнаружили большую часть ошибок. Затем велось их обсуждение.

Эти методики обучения самоконтролю применялись на первых занятиях по овладению новыми видами работ. В дальнейшем от учащихся всех групп требовалось систематически проверять свою работу в ходе ее выполнения и в конце. Инструктаж по самоконтролю при выполнении аналогичных работ в этих группах не повторялся. От учащихся требовалось не только найти и исправить допущенные ошибки, но и обосновать свои решения и действия по самоконтролю. Необходимость этого диктовалась тем, что при недостаточном владении теоретическим материалом и приемами выполнения заданий многие учащиеся, не обнаружив ошибок в своей работе, испытывали неуверенность: то ли ошибок действительно нет, то ли они были невнимательны при проверке и пропустили их. Они обращались к учителю, товарищам, чтобы узнать о правильности своего решения. Такая неуверенность у некоторых учащихся была длительное время. Поэтому в ходе эксперимента ставилась задача научить их обосновывать контрольные действия. Это способствовало не только развитию самоконтроля, но и совершенствованию знаний и практических умений учащихся.

Важным условием воспитания активности и сознательности школьников при овладении знаниями, умениями и навыками является формирование у них самоконтроля, заключающегося в способности учащихся самостоятельно находить, исправлять и предупреждать ошибки и недостатки в собственной деятельности на основе сопоставления выполняемых действий с конкретным или обобщённым образцом.

Умение самому контролировать свою работу - одно из проявлений самостоятельности, необходимой учащимся для приобретения, углубления и расширения знаний, для формирования их познавательных способностей. Воспитание самоконтроля как проявление активности школьников в учении является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащихся.

Осуществление самоконтроля требует волевых усилий, настойчивости, умения преодолевать препятствия и этим способствует воспитанию воли и характера. Самоконтроль приучает учащихся критически относиться к своей работе, вовремя осознавать ошибки и исправлять их.

Самоконтроль является органической частью учебной деятельности, вытекающей из самой природы этой деятельности, которая всегда выполняется соответственно определённым образцам, представлениям и знаниям.

Успешное выполнение учебной деятельности подростками требует:

1) самоконтроля за организацией и планированием учебной деятельности (выполнение работы в определённой последовательности, соблюдение режима труда и отдыха, правильная организация рабочих мест и т.д.);

2) самоконтроля за протеканием психических процессов при усвоении знаний (вниманием и волей, восприятием, процессами памяти, мышления и др.);

3) самоконтроля за качеством выполняемых учебных заданий, требующих применения знаний на практике (умение соотносить свои действия с соответствующими образцами, представлениями и знаниями; овладение способами самоконтроля, применяемыми в каждом учебном предмете).

Уровни сформированности действий самоконтроля

Уровень Диагностические признаки

Отсутствие самоконтроля Неумение соотнести учебное действие со схемой, обнаружить и исправить даже указанную ошибку, некритиеское отношение к исправлению ошибок в работе. II Самоконтроль на уровне непроизвольного внимания. Неосознанное фиксирование факта расхождения многократно повторенных действий и непроизвольно запомненной схемы; неумение обосновать свои действия по исправлению замеченной ошибки. Частое повторение одних и тех же ошибок, неуверенность в правильности исправления ошибок. III Потенциальный самоконтроль на уровне произволь-ного внимания. Затруднение в одновременном выполнении новых учебных действий и их соотнесение со схемой; соотнесение действий со схемой после решения задачи, отыскание и обоснованное исправление ошибок. IY Актуальный самоконтроль на уровне произвольного внимания. Ориентация на усвоенную обобщенную схему непосредственно в процессе выполнения действий и безошибочное соотнесение со схемой процесса решения задачи. Самостоятельное обнаружение и исправление допущенных ошибок и объяснение своих действий. Но неумение скорректировать применяемую схему для решения новой задачи. Y Потенциальный рефлексивный самоконтроль. Применение к решению новой задачи старой, неадекватной схемы; обнаружение несоответствия усвоенной схемы новым условиям с помощью извне. Внесение корректив в действия с помощью извне. YI Актуальный рефлексивный самоконтроль. Самостоятельное обнаружение ошибок, вызванных несоответствием схемы и условия новой задачи, самостоятельное и безошибочное внесение корректив в схему в ряде случаев до фактического выполнения действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Приоритетные направления воспитательной работы
Большое внимание в лицее уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Что, я считаю, очень важно, т.к. в нем объединены гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включени ...

Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Большое значение для развития ребе ...

Система упражнений при обучении орфографии и элементам грамматики в III-IV классах
При подготовке к каждому уроку русского учителя начальных классов приходится подбирать упражнения для закрепления и проверки изученного упражнения по русскому языку должны иметь аналитический конструктивный и творческий характер. Упражнение для выполнения в начальных классах можно предложить устные ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru