Опытная проверка разработанных материалов

Страница 5

Всего в классе 27 человек. Работу выполняли 26 человек. Результаты выполнения работы представлены в таблице.

Таблица 8.

№ Приступили к выполнению задания Выполнили полностью Указали не все способы проверки Выполнили неверно123456

Анализ результатов опытной проверки:

1. Обучая учащихся математическим действиям и операциям, изучая решение задач, разбирая доказательства теорем, мы должны научить их и способам проверки, контроля решения.

2. Чрезмерное увлечение проверкой может сократить число решённых упражнений, т.е. следует соблюдать чувство меры.

Одно и то же упражнение целесообразно в одном случае решить без проверки ответа, в другом случае - с полной проверкой.

Всё зависит от того, когда решается упражнение (в начале изучения темы или в конце), о каком классе идёт речь (в младшем классе или в старшем), какова цель урока и т.д.

3. Исчерпывающее решение упражнения и задачи (т.е. наличие проверки) должно быть обязательным при выполнении контрольных работ ( разумеется, речь идёт о тех упражнениях, где проверка целесообразна).

4. Развитие логического мышления у учащихся старших классов позволяет несколько уменьшить удельный вес упражнений по проверке решения в общем балансе математических упражнений. Тем не менее проверка решения как методический приём характерна своей общностью, преемственностью, богатыми возможностями в смысле развития логического мышления, развития критического подхода к результатам логических построений, воспитания постоянного чувства самоконтроля.

5. Кроме проверки готовых упражнений из задачников, развитию навыков самоконтроля содействует внедрение в школьную практику упражнений, структурно обратных данным в задачнике. Составление самими учащимися упражнений имеет с психологической точки зрения ту особенность, что учащиеся к решению собственных задач относятся с большей ответственностью, поэтому такие задачи решаются обязательно с контролем результатов тем или иным способом.

6. У учащихся в результате проведения указанных упражнений существенно уменьшается количество ошибок из-за сформированности умений проводить самопроверку при различных видах заданий на уроках и в домашней работе.

В процессе написания работы была изучена психолого - педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены основные понятия (контроль, его виды, функции и т.п., самооценка ученика, самоконтроль, его значение, сущность и структура и т.д.) При этом основное внимание уделено как раскрытию основных понятий, так и их функций в обучении математике. Были выявлены причины несформированности у учащихся навыков самоконтроля, самопроверки, рассмотрены некоторые приёмы самопроверки при решении примеров и задач по курсу алгебры в 7 классе средней школы.

Были изучены различные особенности самоконтроля подростков в учебной деятельности, предложены пути воспитания и развития умений и навыков самоконтроля учеников при выполнении любого вида работы.

Самоконтроль у подростков развит больше, чем у младших школьников. Это объясняется как ростом уровня знаний и умений по изучаемым предметам, так и повышением у них самосознания, критичности к себе и другим людям, самооценки. Однако эти качества у подростков только начинают развиваться и больше касаются их отношений к другим людям, чем к себе. Поэтому приёмами самоконтроля и привычкой к регулярному его выполнению они владеют ещё недостаточно. У подростков больше развит взаимоконтроль, проводимый по требованию учителя, чем самоконтроль. Основными причинами этих недостатков являются: крайняя слабость специального обучения школьников самоконтролю, неумение педагогов проводить его и недостаточная разработанность методики и условий такого обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.

В начальный период обучения школьников приёмам выполнения новых видов учебных заданий лучшие результаты в формировании самоконтроля получаются в том случае, если он выделяется в самостоятельное звено учебного процесса. При этом действия по самоконтролю осуществляются после завершения работы, а инструктирование учащихся проводится перед самой проверкой уже выполненного задания. По мере овладения приёмами работы инструктаж по самоконтролю соединяется с вводным инструктажем, а контрольные действия охватывают все этапы её выполнения.

Важным средством формирования у школьников самоконтроля является решение взаимно обратных задач, когда правильность прямой задачи проверяется решением задачи обратной и наоборот. Обучение учащихся решению тех и других задач должно вестись одновременно. При этом для каждой прямой задачи составляется несколько обратных. Использование этого метода расширяет возможности в проведении упражнений по математике и по самоконтролю без увеличения на это времени. В процессе решения взаимно обратных задач школьники получают хорошую практику в проведении всестороннего анализа изображений, что способствует развитию у них пространственного воображения, мышления и формирования навыков самоконтроля. В результате этого они осмысленней, быстрее и лучше выполняют чертежи и меньше допускают в них ошибок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности
Профессиональность учителя проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко (41) выделяет целый спектр целевых ориентаций: · дидактические: расширение кругозора, познават ...

Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, при ...

Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтоб ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru