Опытная проверка разработанных материалов

Страница 2

4) Решить задачу и сделать проверку: "Турист проехал в 7 раз большее расстояние, чем прошёл пешком. Весь путь туриста составил 24 км. Какое расстояние турист проехал?"

Эта работа была предложена на дом, чтобы ученики при выполнении задания, с одной стороны, не были ограничены во времени, а с другой стороны - чтобы у них была возможность использовать справочную литературу, обсудить задания друг с другом, с родителями и т.п.

Результаты работы позволили констатировать низкий уровень сформированности умений и навыков самоконтроля и самопроверки. (из 26 человек, выполнявших задание, полностью справились с ним лишь двое. Не справились с проверкой вообще 20 человек. Наблюдался, в основном, построчный характер проверки - пересчитывание.)

Большая часть заданий была выполнена, но без проведения проверки. Исключения составили 1 и 3 задания. В первом задании некоторые ученики выполнили проверку обратным действием, а в третьем - воспользовались определением корня уравнения (подставили полученное значение переменной в данное уравнение).

В процессе проведения опытной проверки систематически в материал урока включались упражнения, направленные на формирование и развитие умений и навыков самоконтроля и самопроверки, указанные в §2 главы II.

Планируя проведение работы по формированию и развитию навыков самоконтроля, наиболее целесообразным представилось включение вопросов, связанных с проверкой и самопроверкой, в уроки, предшествующие самостоятельной или контрольной работе, т.к. в этот момент сильным мотивом в пользу освоения приёмов проверки и самопроверки служит невозможность воспользоваться готовым ответом в учебнике (задачнике).

Расскажем по порядку о последовательности работы по формированию каждого приёма самоконтроля.

I* арифметические вычисления:

При проведении устных вычислений (например, 0,5 + 0,8 6,3) учитель убедился, что довольно часто учениками допускаются ошибки. Использовав ситуацию, учитель показал первый способ проверки правильности арифметических вычислений - обратное действие. Этот способ известен ученикам из курса начальной школы, поэтому больших трудностей у них не вызвал.

Для закрепления этого материала учитель предложил ученикам в последующих примерах выполнить самопроверку сначала коллективно с проговариванием

Например, в результате решения примера 0,5 0,2 + 7 получили ответ 7,1. Проверка обратным действием: последнее действие - сложение, обратное ему - вычитание. Из суммы 7,1 вычитаем известное слагаемое 7, получаем 0,1. 0,1 получено умножением двух чисел, обратное действие - деление. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение 0,1 разделить на известный множитель 0,2: 0,1 : 0,2 = 0,5. Вычисления выполнены верно.

После коллективного проговаривания ученикам были предложены примеры, в которых надо было сделать самопроверку самостоятельно (про себя). На следующих уроках учитель систематически включал в систему заданий упражнения, направленные на формирование и развитие умений и навыков самоконтроля.

Постепенно форма заданий менялась: исчезло указание на выполнение самопроверки, хотя фактическое выполнение этого действия не отменялось (подразумевалось). И если некоторым ученикам приходилось напоминать о выполнении самопроверки, то для других это становилось действием, завершающим процесс выполнения задания.

По аналогичному плану проводилось ознакомление учеников с двумя другими способами проверки правильности выполнения арифметических действий:

- проверка повторным вычислением (по возможности - другим способом):решение:

2,7 6,2 - 9,3 1,2 + 6,2 9,3 - 1,2 2,7 = 2,7 (6,2 - 1,2) + 9,3 (6,2 - 1,2) =2,7 5 + 9,3 5 = 5 (2,7 + 9,3) = 5 12 = 60;

проверка (другим способом):

2,7 6,2 - 9,3 1,2 + 6,2 9,3 - 1,2 2,7 = =6,2 (2,7 + 9,3) - 1,2 (9,3 + 2,7) = =6,2 12 - 1,2 12 = 12 (6,2 - 1,2) = 12 5 = 60.

- проверка прикидкой возможного ответа:

решение: 0,94 10,6 + 8,34 = 18,304;

проверка: 0,9 10 = 9, 9 + 8 = 17.

Позже рассматривались примеры, в которых проверку можно сделать не одним, а двумя или даже тремя способами.

Например, (4 - 2,5 0,6) : 2,5 - 0,5 = 0,5.

Проверка обратным действием: 0,5 + 0,5 = 1; 1 2,5 = 2,5; 4 - 2,5 = 1,5; 1,5 : 2,5 = 0,6. Вычисления выполнены верно.

Проверка повторным вычислением может осуществляться на калькуляторе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Организация и описание методов исследования внимания у детей с задержкой психического развития
Для обследования развития внимания у детей с задержкой психического развития по приведенным ниже методикам, было выбрано 5 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу. Список детей Возраст Заключение ПМПК Данил А. 04.07.02. ЗПР Ралина А. 04.07.02. ЗПР Саша З. 12.09.02 ЗПР Оксана ...

Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали методику Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: с помощью опросных методов (письменно или устно) установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.). Ход ...

Демонстрационные и компьютерные эксперименты при изучении атомной физики
Демонстрационный эксперимент должен являться основной составляющей экспериментального курса физики, как правило, все основные физические понятия должны демонстрироваться на опыте. Хороший демонстрационный опыт, проведенный во время теоретического изложения и отражающий физическое явление, позволяет ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru