Инструментальные функции – определяют многочисленные связи между человеком и миром, между различными социальными группами.
При взаимодействии в общении учитываются критерии удовлетворенности общением. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения. Перечислим основные потребности:
Потребность в стимуляции из вне.
Потребность в событиях, то есть, необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления.
Потребность в достижениях и признании, что связано с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением.
Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей.
Потребность в структурировании времени, как правило, является побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э.Берг потребности такого рода определял как виды структурного времени: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры.
Под гармонизацией общения, согласно В.С. Мухиной, понимается процессе развития психологической совместимости общающихся, способствующий широкому взаимопониманию и личностному развитию общающихся. Гармонизация общения предполагает толерантное сосуществование с окружающим миром (природа и социальная среда) адекватное взаимопониманию. От степени гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром зависит уровень его социального развития как личности и предрасположенность к социальному общению.
В своей работе я рассматриваю влияние общения на развитие социальной личности в подростке в гармонии с окружающим миром. Подростковый возраст в литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. У В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» отрок – это дитя от 7 до 15 лет. В современной отечественной психологии выделяют обычно отдельно подростковый и юношеский периоды. В западной традиции эти два периода объединены в один – тинейджерский (от 13 до 19 лет). Данный период наиболее благоприятен для развития социальных способностей человека, которые реализуются через общение со сверстниками. Сам подросток учится не только взаимодействовать с другими, но также определяется со своей жизненной позицией в системе межличностных отношений, которые по значимости выходят на первый план. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Именно в подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены, которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит из связанных между собою пар. Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Как правило, общение подростков-старшеклассников поделено на общение с взрослыми и общение со сверстниками. Но что же дает это общение? Какова социальная роль общения? Как подросток контактирует?
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальные и кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, подросток испытывает потребность в поддержке. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае социальная роль общения между взрослым и подростком заключается в следующем: взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе складывающихся новых взаимоотношений, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. А совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие его в жизни. Именно сейчас подростки испытывают потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. А что же семья? Она по-прежнему является одним из факторов развития полноценного общения. Но родители всегда предъявляли, и будут предъявлять требования. Исходя из множества изученной литературы в семье с подростком, его родитель применяет следующие типы контактов:
Физическое воспитание, по Руссо. Значение
физического воспитания и его средств
Но если в эту пору детства невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого слова, то здесь место широкому физическому воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным, - составляя не ...
Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой) ...
Позиция и положение ученика в современном образовании
Становление в настоящее время информационного общества несёт в себе фундаментальное перестроение всего образования. Если массовое образование XIX и XX вв. было настроено на формирование некоторого конечного набора компетенций, достаточного для работы по любой профессии, то на рубеже нового века (на ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...