Социальное общение – фактор социализации личности

Страница 2

Инструментальные функции – определяют многочисленные связи между человеком и миром, между различными социальными группами.

При взаимодействии в общении учитываются критерии удовлетворенности общением. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения. Перечислим основные потребности:

Потребность в стимуляции из вне.

Потребность в событиях, то есть, необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления.

Потребность в достижениях и признании, что связано с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением.

Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей.

Потребность в структурировании времени, как правило, является побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э.Берг потребности такого рода определял как виды структурного времени: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры.

Под гармонизацией общения, согласно В.С. Мухиной, понимается процессе развития психологической совместимости общающихся, способствующий широкому взаимопониманию и личностному развитию общающихся. Гармонизация общения предполагает толерантное сосуществование с окружающим миром (природа и социальная среда) адекватное взаимопониманию. От степени гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром зависит уровень его социального развития как личности и предрасположенность к социальному общению.

В своей работе я рассматриваю влияние общения на развитие социальной личности в подростке в гармонии с окружающим миром. Подростковый возраст в литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. У В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» отрок – это дитя от 7 до 15 лет. В современной отечественной психологии выделяют обычно отдельно подростковый и юношеский периоды. В западной традиции эти два периода объединены в один – тинейджерский (от 13 до 19 лет). Данный период наиболее благоприятен для развития социальных способностей человека, которые реализуются через общение со сверстниками. Сам подросток учится не только взаимодействовать с другими, но также определяется со своей жизненной позицией в системе межличностных отношений, которые по значимости выходят на первый план. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Именно в подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены, которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит из связанных между собою пар. Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Как правило, общение подростков-старшеклассников поделено на общение с взрослыми и общение со сверстниками. Но что же дает это общение? Какова социальная роль общения? Как подросток контактирует?

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальные и кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, подросток испытывает потребность в поддержке. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае социальная роль общения между взрослым и подростком заключается в следующем: взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе складывающихся новых взаимоотношений, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. А совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие его в жизни. Именно сейчас подростки испытывают потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. А что же семья? Она по-прежнему является одним из факторов развития полноценного общения. Но родители всегда предъявляли, и будут предъявлять требования. Исходя из множества изученной литературы в семье с подростком, его родитель применяет следующие типы контактов:

Страницы: 1 2 3 4


Физическое воспитание, по Руссо. Значение физического воспитания и его средств
Но если в эту пору детства невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого слова, то здесь место широкому физическому воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным, - составляя не ...

Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой) ...

Позиция и положение ученика в современном образовании
Становление в настоящее время информационного общества несёт в себе фундаментальное перестроение всего образования. Если массовое образование XIX и XX вв. было настроено на формирование некоторого конечного набора компетенций, достаточного для работы по любой профессии, то на рубеже нового века (на ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru