Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, подростка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело всей жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если подросток подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип контакта с подростком влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения подростка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль и общение ослаблены, подросток предоставлен самому себе в выборе компании, принятии решений.
Самым продуктивным общением является демократическое, когда нет превосходства взрослого.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. У психологов есть такой термин – «реакция психологической эмансипации». А, если говорить бытовым языком, то это желание подростка утвердиться, показать свою независимость, а значит, противостоять родителям. Влияние семьи на подростка очевидно и оно немаловажно. В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, который контролирует позиции отца и матери в отношении к подростку, то есть определяет уровень общения, степень контактирования. Ментальность в России состоит в неоднозначности образов родителей. Если брать Кавказ, а именно Дагестан, то здесь свой менталитет семьи, присущий исключительно только дагестанской (горской) семье, хотя уже сейчас заметно влияние западной культуры на отношения подростков к своим ролям и ролям своих родителей в семье. Современные условия жизни резко изменили отношения родителей и подростков, которые были незыблемы испокон веков. Но, ошибки в воспитании остались теми же, что и в те времена. Подросток, контактируя с родителями, прежде всего, хочет понимания, поддержки и нескрываемого чувства любви и нежности. Но и родители дают детям все в меру своего умения и понимания жизни и, редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.
Теперь для подростка большое значение приобретают отношения со сверстниками, проявляясь в усиленном стремлении к общению со сверстниками. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного круга, а чем он взрослее, тем ситуация сложнее. Особую роль здесь играет коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. В группе сверстников начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей», в этом возрасте тесно связано с этими новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет группа к личности подростка. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Я предлагаю рассмотреть вопросы, которые помогут узнать специфику общения подростков между собой.
Каковы требования, предъявляемые к подростку? Кто становится авторитетом у подростков? Прежние авторитеты в подростковом возрасте рушатся и создаются новые. Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что осуждают подростки в друзьях? С одной стороны, они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг к другу и проявляющиеся в этих отношениях. Группа подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивания своих, пусть даже и действительно имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как не соответствующее нормам данной группы. Именно в группе подростков могут замечаться непостоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира подростка. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в группе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса. В неформальных подростковых группах формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр. arg’o) – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговой, но может иметь в обороте и пять-семь сленговых слов. Подростки пользуются сленгом в классе, во дворах домов, в компании друзей. Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен. Именно у старших подростков общение между юношами и девушками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности, иногда, становится причиной сильных негативных эмоций.
Общая характеристика Чебаркульского профессионального училища
Экспериментальное изучение процесса развития познавательного интереса при использовании компьютерной техники осуществлялось на базе Чебаркульского профессионального училища Обучение студентов осуществляют высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения: 64% имеют высшую и ...
Отбор и конструирование
дидактических материалов, способствующих формированию умений производить
самопроверку решения задания
Как убедиться в правильности ответа? ·Учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решений уравнений и неравенств и применять их на практике. Такую проверку можно выполнять и устно; важно, чтобы ученик действительно убедился в правильности ...
Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности. Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъ ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...