Социальное общение – фактор социализации личности

Страница 3

Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, подростка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело всей жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если подросток подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип контакта с подростком влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения подростка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль и общение ослаблены, подросток предоставлен самому себе в выборе компании, принятии решений.

Самым продуктивным общением является демократическое, когда нет превосходства взрослого.

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. У психологов есть такой термин – «реакция психологической эмансипации». А, если говорить бытовым языком, то это желание подростка утвердиться, показать свою независимость, а значит, противостоять родителям. Влияние семьи на подростка очевидно и оно немаловажно. В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, который контролирует позиции отца и матери в отношении к подростку, то есть определяет уровень общения, степень контактирования. Ментальность в России состоит в неоднозначности образов родителей. Если брать Кавказ, а именно Дагестан, то здесь свой менталитет семьи, присущий исключительно только дагестанской (горской) семье, хотя уже сейчас заметно влияние западной культуры на отношения подростков к своим ролям и ролям своих родителей в семье. Современные условия жизни резко изменили отношения родителей и подростков, которые были незыблемы испокон веков. Но, ошибки в воспитании остались теми же, что и в те времена. Подросток, контактируя с родителями, прежде всего, хочет понимания, поддержки и нескрываемого чувства любви и нежности. Но и родители дают детям все в меру своего умения и понимания жизни и, редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Теперь для подростка большое значение приобретают отношения со сверстниками, проявляясь в усиленном стремлении к общению со сверстниками. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного круга, а чем он взрослее, тем ситуация сложнее. Особую роль здесь играет коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. В группе сверстников начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей», в этом возрасте тесно связано с этими новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет группа к личности подростка. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Я предлагаю рассмотреть вопросы, которые помогут узнать специфику общения подростков между собой.

Каковы требования, предъявляемые к подростку? Кто становится авторитетом у подростков? Прежние авторитеты в подростковом возрасте рушатся и создаются новые. Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.

Что же одобряют и что осуждают подростки в друзьях? С одной стороны, они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг к другу и проявляющиеся в этих отношениях. Группа подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивания своих, пусть даже и действительно имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как не соответствующее нормам данной группы. Именно в группе подростков могут замечаться непостоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира подростка. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в группе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса. В неформальных подростковых группах формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр. arg’o) – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговой, но может иметь в обороте и пять-семь сленговых слов. Подростки пользуются сленгом в классе, во дворах домов, в компании друзей. Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен. Именно у старших подростков общение между юношами и девушками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности, иногда, становится причиной сильных негативных эмоций.

Страницы: 1 2 3 4


Общая характеристика Чебаркульского профессионального училища
Экспериментальное изучение процесса развития познавательного интереса при использовании компьютерной техники осуществлялось на базе Чебаркульского профессионального училища Обучение студентов осуществляют высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения: 64% имеют высшую и ...

Отбор и конструирование дидактических материалов, способствующих формированию умений производить самопроверку решения задания
Как убедиться в правильности ответа? ·Учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решений уравнений и неравенств и применять их на практике. Такую проверку можно выполнять и устно; важно, чтобы ученик действительно убедился в правильности ...

Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности. Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъ ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru