Конфликты и компромиссы в детско-юношеской среде

Страница 2

Е.В. Андриенко утверждает, что «тема конфликта является одной из наиболее традиционных в исследовании интерактивного аспекта общения. Ее популярность обусловлена значительным увеличением конфликтных ситуаций в современной социальной жизни. Традиционный конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту. Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет конструктивные функции».

В конструктивные функции входит:

развивающая функция, когда конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия;

познавательная функция, когда конфликт обнаруживает возникшее противоречие;

инструментальная функция, когда конфликт призван разрешить противоречие;

перестроечная функция, когда конфликт имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

В деструктивные функции входит: во-первых, в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение; во-вторых, нарушается система взаимосвязей; в-третьих, понижается эффективность совместной деятельности. Но одни и те же конфликты могут быть конструктивными в одном отношении и деструктивными в другом.

По своей текучести конфликты делят на: ложный (реальных противоречий нет, но субъекты считают, что они есть) и подлинный (реальные противоречия существуют и они осознаются), смещенный (или двойной, когда реальные, значительные противоречия скрываются за незначительными) и латентный (скрытый, который мог бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения), личные (конфликты в семье, в личной жизни, на работе) и производственные (обусловлены индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия и спецификой профессионального труда).

Рассмотрим взаимоотношения старшеклассников друг с другом, с родителями. Именно эти реальные взаимоотношения часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Изменения, происходящие с подростком и юношей, часто совершается слишком быстро для родительского глаза.

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на своих родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына (дочери), самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми (Мухина В.С.).

Сложность общения подростков с родителями довольно велика даже в самых благополучных семьях. Родители не понимают того, что с ними уже нельзя общаться как с маленькими. А также здесь следует иметь в виду и то, что нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В семье происходит довольно болезненная ломка привычных позиций. Отец перестал быть экономической главой в семье; современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти часто сегодня не срабатывает – на смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети имеют нередко более высокий уровень образования, чем родители; они имеют возможность проведения большей части своего времени вне семьи; это время дети заполняют занятиями, принятыми среди их сверстников, и не всегда заботятся об одобрении этих занятий родителями. Родительские запреты становятся все менее контролируемы и реализуемы, а разрешать родители не всегда умеют и не всегда отмечают то, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию родителей достаточно трудной.

При рассмотрении конфликта между подростком и учителем (классным руководителем) следует использовать термин «педагогический конфликт». Выделяют много проблем, связанных с педагогическими конфликтами. Одна из наиболее распространенных и пока еще не разрешимых проблем заключается в том, что некоторые учителя и родители верят в существование некоего педагогического средства (по образному выражению А.С. Макаренко, – «педагогического фокуса»), с помощью которого можно разрешить любой конфликт. Но, как учитель взаимодействует с учениками? Посредством разрешения педагогической ситуации. Педагогическая ситуация определяется Н.В.Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них». В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценке поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Страницы: 1 2 3


Воспитание правильных взглядов на человеческие страсти и заблуждения. Уроки истории и басен
Но для нравственного воспитания мало одного возбуждения добрых чувств соответствующими живыми впечатлениями. Юноше волей-неволей придется столкнуться и с отрицательными сторонами чёловеческой жизни, и с человеческими недостатками. Надо, чтобы он правильно мог взглянуть и судить о них. Руссо не своб ...

Анализ исследования особенностей обучения детей с нарушениями интеллекта
Эксперимент проводился на протяжении 3 недель. Как показывают сведения о детях из контрольной группы (см. таблицу 1), эти дети нуждаются в коррекции звукопроизношения, а также в постановке правильного произношения отдельных звуков. Сведения о детях из экспериментальной группы также показывают (табл ...

Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо
Руссо воспитывает Эмиля без общества и, пожалуй, даже не для общества, по крайней мере, не для реального, сложившегося общества, с его искусственными (для отвлеченно-идеальной точки зрения) границами отдельных государств, с его неустойчивыми, зыбкими делениями людей на классы, по состояниям и роду ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru