Организация и проведение педагогического эксперимента

Страница 1

Общая характеристика педагогического эксперимента

В ходе исследования нами проводился педагогический эксперимент по проверке разработанной методики использования компьютерных развивающих игр на уроках математики в начальной школе.

Цель педагогического эксперимента была определена следующим образом: проверить развитие познавательной активности и изменение уровня мотивации к изучению математики учащихся 3 класса, на основе использования компьютерных развивающих игр на уроках математики.

На первом этапе (2005-2006 гг.) – констатирующем - был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения важности и изученности проблемы исследования. В результате проведенной работы выявлена актуальность и сформулирована гипотеза данного исследования.

На втором этапе (2006-2007 гг.) – формирующем - была проанализирована программа Н.Б. Истоминой по математике в 3 классе, разработана методика проведения уроков с использованием компьютерных развивающих игр.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Понятие мотивация используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы. Сутью мотива при этом может быть некая потребность, интерес, цель, намерение или побуждение. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Педагогический эксперимент включает две части, связанных с проверкой гипотезы:

· оценка уровня мотивации;

· оценка познавательной активности.

Оценка уровня мотивации

Используемый нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся третьего класса включал в себя анализ детских рисунков (на тему «Что мне нравится в школе») на школьную тему и анкету, состоящую из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.

Данный способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац.предложение №138 от 7.06.1985 г.).

Уровень сформированности мотивации у учащихся 3 класса выявлялся с помощью анализа рисунков (Приложение 3) на тему «Что мне нравится в школе». Перед внедрением компьютерных развивающих игр на уроках математики, мы выяснили уровень мотивации у учащихся к обучению, а так же отношение к урокам математики для того, чтобы понять готовы ли они к восприятию новой информации.

Процентное соотношение предметов, которые нравятся учащимся 3 класса, представлено на рис. 4.

Рис 4. Мотивация к обучению по предметам (в %)

Анализ детских рисунков показал, что 18% учащихся привлекает в школе внеучебная деятельность, по 9% ребят больше предпочтения отдают истории, информатики и ИЗО. Урок математики изобразили на рисунках 55% учащихся, что свидетельствует о положительном отношении к уроку, а так же готовность к дальнейшей работе, в том числе и использованию компьютерных развивающих игр.

Далее было проведено анкетирование с целью выявления отношения детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Модифицированная анкета составлена на основе методики Лускановой. Количество респондентов – 30 человек.

Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

§ ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;

§ нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл;

§ ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и согласно 5 основным уровням школьной мотивации:

I уровень. 25 - 30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

II уровень. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Страницы: 1 2 3 4


Содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста
дошкольник игра строительный конструктор «Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, на ...

Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка письма
В сфере орфографии ученики овладевают умениями и навыками. В психологии распознают два типа навыков. К первому причисляются навыки, которые формируются на основании многократных монотонных повторений. Подобный навык во многих случаях выступает как физическое действие: скоропись, бег, метание и т.д. ...

Система работы по формированию нравственных чувств у детей с нарушениями слуха
Цель: формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста средствами народных сказок. Программа для слабослышащих детей включает 3 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, при этом все задания были взаимосвязаны между собой. Вся система работы ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru