Представления о семье у воспитанников детского дома

Страница 7

Проведя комплексное исследование в двух различных детских домах, я выделила ряд возможных линий полученных результатов.

Первая линия состоит в том что, материал качественных методов исследования позволил установить характерную для всех групп респондентов заинтересованность по вопросу планирования своей будущей семьи. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что ориентиры представлений молодежи о семье связаны с разными социально – психологическими источниками, и самым важным из них является «семья» детского дома, а точнее среда, в которой воспитываются дети. Ребенку очень важно как к нему здесь относятся, как его любят, уделяют внимание и заботу.

Вторая линия с помощью проективной методики установлено, что у воспитанников детского дома существуют различные представления о семье и это зависит от срока пребывания в детском доме. У детей, кто попал недавно в воспитательное учреждение рисунки более яркие, богатые по сюжету с членами семьи. Кто же в детском доме давно, рисуют в основном «семью» детского дома или просто перечисляют отдельно своих родственников.

Третья линия ответов состоит в оценке умения респондентов предвидеть ближнюю семейную перспективу (вопрос 9), то есть выделять ближние и ближайшие семейные цели. Выделение семейных целей последовательно улучшается с возрастом ребенка. Детей младшего возраста волнуют в основном проблемы обучения и жизни в детском доме на сегодняшний момент, а выпускники не исключают возможности появления своих собственных семей после выхода из детского дома. Освоение настоящих семейных перспектив начнется в ближайшем окружении ребенка, когда он покинет родные стены детского дома. Все настойчивее будут звучать социальные требования к нему, которым нужно учиться соответствовать.

Четвертая линия анализа раскрывает динамику детских представлений о конкретных целях семейной жизни (вопрос 10). Цели семейной жизни приобретают социализированный, взрослый характер, перелом в отношении конкретизации целей происходит в старшем подростковом возрасте. До этого возраста цели семейной жизни выдвигаются детьми как бы понарошку. После него семейные цели приобретают осмысленность и привязываются к реальности. Замечено также, что в обоих детских домах основное место среди ответов занимает получение хорошей работы в будущем.

Пятая линия – анализ представлений респондентов о достоинствах и недостатках своей сегодняшней семьи (вопрос19). Становясь старше, дети все лучше и лучше видят достоинства и недостатки жизни в собственной семье. Если 3–5-классники весьма некритично относятся ко всему, происходящему в их семье, то 10–11-классники замечают очень многое. В 59 детском доме семья представлена детьми большой и дружной, где тепло и уютно. Во 2 детском доме воспитанники считают ее благополучной и правильной.

Шестой линией анализа стало исследование представлений об источнике ответственности в сфере семейных отношений (вопрос 21). Большинство детей при планировании своей семейной жизни полагаются на себя, видя в самих себе источник ответственности за собственную жизнь. Детей, полагающихся в семейной жизни на судьбу оказалось достаточно в детском доме № 2, «Мы ведь сейчас ничего не можем изменить в своей жизни, может только надеяться на случай судьбы…». Это связано с неуверенностью в своих силах и неопределенностью в завтрашнем дне.

Седьмую линию: анализа раскрывает основная гипотеза о том, что представления о своей семейной жизни связаны с укладом и типом отношений в детском доме. По итогам исследования эта гипотеза подтвердилась, это говорит о том, что именно сама обстановка и среда в детском доме очень влияет на ребенка на его представления семейной жизни, то какие люди его окружают, как к нему относятся, как его любят.

Восьмая линия раскрывает подготовку к семейной жизни в детских домах: выяснилось, что подростки не получают непосредственные знания ни о физиологических особенностях своего организма, ни о рождении детей. Выпускникам детского дома особенно должна прививаться мысль о том, что дети должны быть желанны, т. е. рождение ребенка должно быть планировано, особенно в нынешнее время. Ребенок не только доставляет радость и наполняет жизнь смыслом, это – повседневный, огромный труд, ответственность за его судьбу. Но в детском доме совсем не ведутся беседы о семейном воспитании. Перед подростками не ставятся конкретные жизненные ситуации, которые они должны уметь решать в своей жизни. Нет четкого представления роли отца и матери в будущем, ответственности их перед ребенком.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Методическое обеспечение исследования
1. Методика «Смысловые единицы» Эффективная изучающая методика по созданию мнемических опор разработана К. П. Мальевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со ...

Ремесло и образование человека
Но рекомендуя занятия ремеслом, Руссо не опускает из вида и общечеловеческой цели воспитания. "Мы не только ремесленные подмастерья, - мы человеческие подмастерья", - говорит Руссо - и, когда мы будем учиться столярному ремеслу, "цель наша не столько в том, чтобы научиться столярному ...

Региональный центр оценки качества образования
Для развития существующей краевой системы оценки качества образования планируется в составе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Краевой Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» созд ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru