Современное состояние и проблемы развития юношеских библиотек России

Комплексная педагогика » Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи » Современное состояние и проблемы развития юношеских библиотек России

Страница 2

Освободившись в середине 1980-х гг. от диктата партийных и комсомольских организаций, юношеские библиотеки особенно интенсивно, творчески развивают теперь демократические и гуманистические направления деятельности, исходя их задач построения гражданского общества. Как они решаются в современных условиях, рассматривается в целом ряде публикаций видных специалистов, и особенно конкретно и целенаправленно — на традиционных совещаниях региональных юношеских библиотек, ежегодно организуемых РГЮБ как федеральным научно-методическим центром по проблемам библиотечного обслуживания молодежи [9, с. 175].

Анализ опыта этих библиотек доказывает их социальную значимость как учреждений, которые чутко реагируют на быстро меняющиеся запросы молодёжи, самой динамичной категории населения с учетом ее интересов, психофизиологических и возрастных особенностей. В оказании помощи подрастающему поколению приоритетны: приобщение к вечным ценностям, предоставление каждому молодому человеку равного доступа к информации и достижениям мировой цивилизации, индивидуальное обслуживание. По сути, юношеская библиотека — инновационное учреждение, активно развивающееся в условиях радикальных перемен в экономике, социальной сфере, культуре [16, с. 32].

Ведущая роль юношеских библиотек в обслуживании молодежи во многом предопределена их высококвалифицированными кадрами. В последнее десятилетие, кроме библиотекарей, хорошо ориентированных в мире книг и новых носителей информации, это также педагоги, социологи, психологи, экологи, искусствоведы. Зная особенности молодежной субкультуры и психологии данной группы, они могут быть опытными педагогами-консультантами по кругу проблем, волнующих юношество [9, с. 176].

Именно широта интересов и информационных потребностей современной молодежи и необходимость лучше их удовлетворять вызвала появление в структуре отдельных юношеских библиотек новых подразделений. Среди них: информационно-библиотечные центры по проблемам молодежи; центры «Образование и профориентация»; отделы или сектора по патриотическому воспитанию, правовой, экологической культуре и др. Специфика таких структур — в комплексном характере деятельности, интегрирующей информационную, аналитическую, библиографическую, методическую работу. Лучшие из них успешно осваивают новые технологии, предоставляя юным пользователям в соответствии с их склонностями разнообразную информацию в современном виде. И роль сотрудников таких подразделений возрастает не только как компетентных консультантов, библиографов, педагогов. Ведь юные все чаще обращаются при поиске нужных, сегодня весьма многообразных источников информации, но также за советом, какое учебное учреждение предпочесть, какую профессию выбрать, как строить общение со сверстниками, родителями, учителями. Библиотеки, в частности, вынуждены усиливать реабилитационную деятельность, помогая в психологической коррекции юношам и девушкам из неполных семей, не умеющим найти себя в обществе [9, с. 177].

Стремление юношеских библиотек к новаторству, отклик на насущные потребности молодежи наглядно проявляются в их деятельности, содержание которой с поправкой на местные условия и особенности библиотеки определяют сами, в чем сказывается их зрелость и возросшая ответственность. Но хотя отдельные направления работы реализуются разными библиотеками неодинаково, в совокупности они полностью отвечают запросам подрастающего поколения. Среди приоритетов деятельности: качество получаемого образования, карьера, экология, проблемы здоровья, правовая культура, широкая гуманитарная подготовка, знание родного края, традиций, истории страны [9, с. 178].

Можно утверждать, что в настоящее время юношеские библиотеки вполне влились в социальную инфраструктуру, ориентированную на молодежь. Они развиваются как центры межличностного общения школьников и студентов, предоставляя им для этого и фонды, сформированные с учетом запросов пользователей, и возможности для участия в различных творческих объединениях (клубах по интересам, гостиных, салонах, обществах чтения). Такие неформальные объединения привлекают молодых в библиотеки, помогают им познавать себя, находить свое место в жизни [9, с. 178].

Страницы: 1 2 3 4


Ремесло и образование человека
Но рекомендуя занятия ремеслом, Руссо не опускает из вида и общечеловеческой цели воспитания. "Мы не только ремесленные подмастерья, - мы человеческие подмастерья", - говорит Руссо - и, когда мы будем учиться столярному ремеслу, "цель наша не столько в том, чтобы научиться столярному ...

Методические рекомендации
Внеклассная работа зависит от индивидуальных интересов учителя. Математическая и общепедагогическая квалификация организатора внеклассной работы также не может не оказывать влияния на ее качество и научно-методический уровень. Большое значение имеют и личные вкусы учителя. Кроме того, материал для ...

Взаимосвязь между различными сторонами работы по развитию речи
Необходимость взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи не нуждается в особых доказательствах. Эта взаимосвязь обусловлена объективно существующими в языке взаимосвязями между различными языковыми единицами, изучаемыми в школе (в том числе и на уровне речи), особенностями обуче ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru