Сопоставительный анализ графики русского и дагестанских языков

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Сопоставительный анализ графики русского и дагестанских языков

Страница 5

Характерной особенностью системы слогов дагестанских языков, в отличии от русского языка, является отсутствие скопления согласных в одном слоге, особенно в начале слова, т.е. в дагестанских языках нет слогов типа: вскли-кнуть, вздра-ги-вать, встре-ча и др. Следует отметить также следующие принципы слогораздела: в дагестанских языках, как правило, согласный звук обычно входит в слог, образуемый последующим гласным; если после согласного звука не следует гласный, то этот согласный входит в слог, образуемый предшествующим гласным; если два согласных находятся между двумя гласными, то первый согласный входит в первый слог, а второй - во второй, т.е. слоговая граница проходит между двумя согласными.

В русском языке слоговые деления, т.е. граница слогов, обычно не совпадает с границей морфем, например, слово «столик» морфологически делится на «стол-ик», а фонетически «сто-лик». Аналогичное положение имеет место и в дагестанских языках. Однако во многих словах граница слогов слов в сопоставляемых языках совпадает с границей морфем, например, слово «при-ход» морфологически и фонетически делится на «при-ход».

Не зная специфических особенностей дагестанских языков вообще и его звукового состава частности, трудно изжить орфоэпические ошибки во русскому языку, у учащихся - дагестанцев. Так, например, учащиеся - дагестанцы, по привычке и правилам родных языков, разбивая русские слова на соответствующие слоги, под влиянием слоговых твердых гласных произносят мягкие согласные фонемы русского языка твердо и, наоборот, под влиянием слоговых мягких гласных произносят твердые звуки русского языка мягко, т.е. смягчают, например, «уголь» произносят как «угол», «большой» как «бол-шой».

Когда русское произношение соответствует произношению родного языка учащихся, то они практически ошибок не допускают и произносят подобные слова правильно, например: «болен», «молчи», мел’ница и т.д.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения орфографии русского языка в сопоставлении с орфографией дагестанских языков. Важное значение при этом имеют графические знаки для обозначения фонем, а также значение и употребление букв «е», «ё», «я», «ю» имеют двоякое звуковое значение:

1) они обозначают соответственно гласные фонемы э, о, а, у и указывают мягкость предшествующего согласного, т.е. после мягких согласных они произносятся как э, о, а, у + мягкость предшествующего согласного;

2) буквы «е», «е», «я», «ю» в отдельном употреблении, в начале слов, после гласного звука и после разделительных «ь» и «ъ» обозначают две фонемы: «е»-й+э, «ё»-й+о, «я»-й+а, «ю»-й-у.

В 1938 году, когда в Дагестане был принят алфавит на основе русской графики, то вместе с другими буквами русского алфавита были приняты и буквы «е», «ё», «я», «ю».

Наши наблюдения показывают, что некоторые из этих букв («я», «ю») в письме на дагестанских языках независимо от фонетического положения имеют только одно значение, а другие служат для обозначения двух звуков (е), а в ряде случаев - и по мягкости согласных, например: лезг. ятах (йатах), «кутан», яд (йад) «вода», юргъ (йургъ) «ливень», ери (йэри) «место» и т.д. Однако неумение улавливать разницы в произношении твердых и мягких согласных русского языка является основной причиной появления в речи учащихся-дагестанцев ошибок типа: Луба вместо Люба, дада вместо дядя и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники
Интерес-это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес ознакомить ...

Основные организационные формы
Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам),¾ это собственно упражнения для внеклассных зан ...

Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики в младших классах МОУ "ООШ п. Восточный"
В данном параграфе предпринята попытка описания педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах, на базе МОУ ООШ поселка Восточный. Анализ научной и методической литературы по проблеме позволяет нам отметить, что определенной методики по исполь ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru