Особенности обучения детей с нарушениями интеллекта в специальной школе

Комплексная педагогика » Проблемы обучения детей с нарушением интеллекта » Особенности обучения детей с нарушениями интеллекта в специальной школе

Страница 1

Общие задачи обучения во вспомогательной школе сочетаются с задачей специальной, состоящей в коррекции основного дефекта умственно отсталых школьников. Поэтому важнейшей особенностью обучения во вспомогательной школе является его коррекционная направленность.

Вторая особенность состоит в том, что обучение во вспомогательной школе несколько по иному осуществляет свою ведущую роль в развитии ребёнка.

Развитие умственно отсталого школьника, осложненное недостаточностью его мозговой деятельности, является неполноценным, задержанным, ограниченным. Умственно отсталый является не просто менее развитым, а иначе развитым. Его развитие носит аномальный характер. Умственно отсталый школьник обладает более низкой познавательной активностью и самостоятельностью, более ограниченной способностью к образованию ассоциаций и их систем, чем ученик массовой школы. Это отрицательно сказывается не только на опосредованном, но и да непосредственном усвоении знаний в процессе прямого соприкосновения с жизнью. Там, где нормальный ученик обратит внимание на тот или иной факт и, естественно, непосредственно приобретет знание о нем, умственно отсталый может этого факта и не заметить. Это значительно усложняет задачи обучения во вспомогательной школе как ведущего фактора развития учащихся, требует применения более активных и гибких способов и приёмов, рассчитанных не только на передачу тех знаний, умений и навыков, которые ребёнок узнает из книг и от взрослых, но и тех, которые умственно отсталый, в отличие от нормального школьника, самостоятельно, из личного опыта, приобрести не может. В то же время обучение во вспомогательной школе должно быть направлено на развитие активности и самостоятельности учащихся.

Следует отметить, что выполнению указанных задач обучения содействует следующее: педагогическому воздействию лучше всего поддаются наиболее нарушенные у умственно отсталых высшие психические процессы, т. е. как раз те, которые имеют решающее значение для успеха обучения. Отсюда огромное значение для обучения во вспомогательной школе приобретает создание "зоны ближайшего развития".

Третьей особенностью вспомогательного обучения является своеобразный характер взаимосвязи теории и практики в обучении. Обучение во вспомогательной школе имеет практическую направленность. Практика служит, с одной стороны, необходимым условием осознания учебного материала, его применения и закрепления в процессе учебной и трудовой деятельности, а с другой - для умственно отсталого ребёнка участие в ней является наиболее доступным и одним из важнейших путей познания.

Вспомогательное обучение характеризуется также тем, что наглядность в нем, как говорил А. Н. Граборов, доводится до очевидности, это создает условия для коррекции несовершенных восприятии и представлений умственно отсталых детей, способствует осознанию ими существа явлений. Таким образом, наглядность в обучении умственно отсталых играет более значительную роль, чем в массовой школе. Наглядность ведет ребёнка от восприятия самого предмета или явления к пониманию их сущности, т. е. корригирует также и мыслительную деятельность. Однако наглядность только в том случае будет соответствовать своему назначению, если она применяется в единстве со словом, в единстве с развитием речи и мышления ученика.

В процессе обучения во вспомогательной школе не обходимо учитывать также меньшую степень активности и самостоятельности учащихся, чем в массовой школе. Если на начальных этапах обучения в массовой школе преобладает прямое и непосредственное руководство учеником со стороны учителя, то на более поздних ступенях значительно возрастает самостоятельность ученика, руководство учителя осуществляется в более сложных формах, при помощи косвенных приёмов. Во вспомогательной школе да всех этапах обучения ведущей ос тается прямая форма руководства учителя, а активность и самостоятельность ученика не достигают такого уровня, как в массовой школе, несмотря на то, что в ходе обучения проводится специальная работа по их развитию. Осложнена также и обратная связь между учеником и учителем, требующая особых приёмов для её выявления.

Страницы: 1 2


Экспресс – интервью с воспитанниками детского дома
На первом этапе своего исследования я провела экспресс – интервью с воспитанниками детских домов разного типа. Ответы респондентов двух детских домов объединены и рассмотрены с точки зрения младшего школьного и подросткового возраста. Для чего, на твой взгляд, нужна семья? Подростковый возраст Пока ...

Детские дома семейного типа
Детский дом семейного типа является принципиально новой формой воспитания осиротевших детей. Его можно в некоторой степени отнести к приемной семье, в которой ребенок может находиться только определенное время. В детском доме семейного типа все устроено таким образом, что роль родителей выполняют с ...

Влияние экспериментальных занятий на показатели физической подготовленности юных боксеров
Изменения результатов в жиме лёжа. До начала контрольно-педагогических испытаний все боксеры 12-13 лет выполняли специальную разминку в течение 10-12 мин. Особенно тщательно разминались мышцы плечевого пояса, поясницы и спины. Все испытуемые начинали выполнение контрольных упражнений с такого веса ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru