Содержание и анализ анкетирования учителей, студентов и учащихся

Страница 1

Как уже отмечалось, целью нашей работы явилось не только изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме выявления и развития математических способностей, но и разработка системы внеклассных занятий по математике в начальных классах, которые бы развивали математические способности учащихся, а так же проведение анкетирования учителей начальных классов, студентов педагогического университета педагогического факультета и младших школьников.

Характеристика методик и испытуемых.

Нами были разработаны и проведены анкеты для студентов педагогического факультета специализации “Педагогика и методика начального образования”, практикующих учителей начальных классов и младших школьников. Анкета для студентов включала в себя два вопроса, один из которых о том, в чем, по их мнению, заключается развитие математических способностей школьников, а второй ¾ для выяснения отношения студентов к проведению внеклассной работы по математике в начальных классах. Анкета для преподавателей имела своей целью выяснить, проводят ли (а если проводят, то как часто) учителя наиболее доступные и методически разработанные формы внеклассной работы по математике, такие как внеклассные занятия, выпуск математических газет, проводят ли другие виды внеклассной работы, а так же применяют ли элементы занимательности на уроках математики. Анкета для школьников позволила отнести школьный предмет “математика” к числу любимых или нелюбимых детьми, а также выявить отношение к нему детей с точки зрения трудности или легкости. Тексты данных вопросников в приложении, где они обозначены, как “Анкета 1”, “Анкета 2”, “Анкета 3”.

В анкетировании приняло участие 18 студентов-выпускников педагогического факультета ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, 20 учителей начальных классов школ города Ярославля, 78 учащихся 2ого класса.

Результаты анкетирования, на наш взгляд, имеют следующее практическое значение. Во-первых, для преподавателей-методистов это некоторая оценка проделанной работы: усвоили ли студенты суть, прониклись ли важностью проблемы, смогут ли в своей работе не просто “напичкивать” учеников математическими знаниями, а четко определить, что, почему и зачем нужно делать. Во-вторых, чтобы установить бесполезность или необходимость нашей работы: ведь если учителя постоянно проводят внеклассные занятия по математике в своем классе, используют разнообразные организационные формы такой работы, четко определяют главную цель ¾ развивать математические способности учащихся, то проделанная нами работа напрасна, не имеет практической значимости. И, наконец, ответ на последний вопрос даст нам возможность определить, в каком направлении должна вестись наша работа, с какой степенью принуждения и “разжевывания” материала.

Полученные результаты.

После проведения анкетирования, нами были получены следующие результаты.

Под развитием математических способностей студенты понимают, прежде всего, развитие логического мышления (84% опрошенных), мышления вообще (39% опрошенных), памяти (28%) и внимания (17%). Были также указаны и такие компоненты, как интерес к математике, потребность в математических знаниях, умственные способности вообще, настойчивость в достижении цели. Некоторые указали на необходимость развития наблюдательности, воображения, умения выполнять учебные действия по плану, анализировать и синтезировать полученную информацию, развития вычислительных навыков, навыков самоконтроля, а так же развитие интереса к предмету, стремления к точности, ясности, к лаконичности. Результаты анкетирования представлены в данной таблице.

Составляющая

%-ное выражение

Логика

84

Мышление

39

Память

28

Интерес, потребность в мат. Знаниях

17

Настойчивость

Внимание

17

Умственные способности

11

Стремление к точности, ясности

5

Стремление к лаконичности

5

Воображение

5

Умение находить нестандартные решения

5

Самоконтроль

5

Вычислительные навыки

5

Наблюдательность

5

Умение выполнять учебные действия по плану

5

Умение анализировать и синтезировать

5

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социальное общение – фактор социализации личности
Для того чтобы узнать, каково социальное общение старшеклассников, в чем его суть, каковы контакты, протекание процесса конфликта и пути выхода из него, необходимо, прежде всего, определить, что такое общение, что оно формирует и к чему приводит? Общение является одной из составляющих процесса соци ...

Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке
Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техник ...

Виды памяти и их особенности. Смысловая память
память смысловой школьный психический Существуют разные основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Мгновенная, или коническая, память связана с удержанием точной и полной картины ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru