Школьники, как правило, пишут рассказы, в которых изложение повторяет реальный ход событий, а также рассказы с обрамлением на основе услышанного. В этом случае они знакомятся с тем, как строится рассказ в рассказе, с ролью обрамления ("рамки"), в котором сообщается, от кого, как, при каких обстоятельствах был услышан рассказ.
Заметка в газету. В основе заметки лежит, как правило, один , какой-либо общественно значимый факт. Заметка воздействует на читателя главным образом самим фактическим материалом — его новизной, актуальностью, необычностью. Поэтому важно уметь найти заслуживающий внимания факт, а также сообщить о нем лаконично, но ярко. В школе ученики знакомятся с заметкой информационного характера и с заметкой на тему дискуссионного характера.
Статья в газету. Это для школьников в сущности рассуждение проблемного характера с элементами публицистического стиля. В статье ставится какая-либо злободневная общественно важная проблема, а факты, используемые автором, служат отправной точкой для развитии его мысли, для тех обобщений, которые он делает.
Очерк. Для школьного очерка, как и для очерка вообще, характерны документальная точность, публицистичность и использование средств художественной изобразительности. В школе ученики знакомятся с портретным очерком и с путевыми заметками. В портретном очерке описывается реально существующий человек, его дело, поступки, характер, духовный мир. Путевые заметки, зарисовки создаются на материале, собранном во время походов школьников по родному краю, их летних путешествий и т.д.
Коммуникативные знания и умения, специфические для устной речи.
Средства выразительности, устной речи. Основной тон высказывания — одно из главных звуковых средств эмоционально-смысловой выразительности, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. Хорошо известно, что одно и то же можно сказать разным тоном, выразив тем самым разное отношение к сказанному и вызвав соответствующую реакцию слушателей.
Чтобы найти нужный тон, необходимо осознать задачу высказывания, его цель, определить его основную мысль. Не менее важно "взять" нужный тон. Если выступающий восторженно относится к поступкам людей, о которых он говорит, слушатели должны почувствовать это по тону; если выступающий хочет отстоять в споре свою точку зрения, тон его должен быть убедительным и спокойным.
Логическое ударение, так же как и паузы, — важные средства смысловой и эмоциональной выразительности звучащего слова.
Их сущность в выделении тех языковых средств (слов, словосочетаний и предложений), которые, с точки зрения говорящего, обозначают новые понятия, ключевые моменты в развертываний мысли, выявляют эмоциональную сторону высказывания. Как отмечают исследователи, для повествовательной разновидности устного монолога характерно выделение группы сказуемых логическими ударениями, в научных, публицистических и других видах монологических высказываний, где важное в смысловом отношении "новое" обычно выражается с помощью именных частей речи, логические ударения чаще падают на группу подлежащего. При этом, как правило, в повествованиях преобладают слабые и средние логические ударения, в публичных выступлениях (особенно митингового характера) чаще, чем в других разновидностях устного монолога, встречаются сильные логические ударения, которые воспринимаются как намеренно выделяемые говорящим.
Говоря о паузах, мы имеем в виду те звуковые остановки, которые говорящий делает преднамеренно, чтобы лучше донести до слушателя логическое и эмоциональное содержание высказывания. С их помощью выделяются части высказывания, какая-либо мысль, подчеркивается отношение автора к высказываемому и значение того, о чем будет или уже было сказано. Хорошо владеющий навыками устной публичной речи выдерживает соотношение между различными по длительности паузами (так, например, различаются паузы между частями высказывания и внутри фразы) и пользуется многозначительными, красноречивыми паузами, подчеркивающими сказанное. Для научной разновидности устного монолога характерно "большое количество пауз, в том числе пауз специфического выделяющего характера", для собственно публицистического стиля устных высказываний, которые осуществляются в небольшой аудитории, присущи "эмоционально выразительные, в общем непродолжительные паузы". В выступлениях перед большой аудиторией, преимущественно в торжественной обстановке, чаще, чем в других ситуациях, высказывание расчленяется более продолжительными паузами.
Психологическая характеристика педагогически
запущенных подростков
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным». В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм пове ...
Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления
творческих способностей
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, ...
Различные подходы к классификации речевых нарушений
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе клинической класси ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...