Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития детской психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.
Основными компонентами психологической готовности к школе являются: умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем.
Решающая роль в подготовке к школе принадлежит социальной среде, условиям воспитания и обучения.
При этом воспитание и обучение должны носить развивающий характер, т.е. максимально способствовать развитию познавательных возможностей ребенка, формированию его личностных качеств, социальных потребностей и интересов.
Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению осуществляется в основном в специальных дошкольных учреждениях.
Основные требования к физическому, умственному и нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта определены в "Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста".
Там же определены и основные требования к усвоению детьми определенных знаний, умений, навыков.
Школьное обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать увеличившуюся нагрузку.
Ребенок должен перейти к новому режиму работы, сна и адаптироваться к новым социальным условиям.
Поскольку значительное количество детей с нарушениями интеллекта поступает из специальных (коррекционных) дошкольных учреждений в специальные (коррекционные) школы, особое значение для адаптации ребенка приобретают навыки самообслуживания.
Между тем педагоги специальных школ зачастую отмечают, что дети, поступившие в I класс, не умеют достаточно быстро и правильно одеваться, раздеваться, аккуратно есть, причесываться, следить за своим внешним видом и т.д.
В то же время известно, что при постоянном внимании к воспитанию навыков самообслуживания к старшему дошкольному возрасту у детей формируются все необходимые умения и навыки: одевания, раздевания, еды, пользования туалетом, содержания личных вещей.
Для того чтобы ребенок вошел в новый режим, включился в новую деятельность, важной предпосылкой является организация и темп деятельности.
Ребенок должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в специальном дошкольном учреждении в процессе обучения и воспитания.
Другой необходимой предпосылкой к усвоению школьной программы является наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности.
Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки.
Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.
Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности.
Каждый вид детской деятельности вносит свой особый вклад в развитие ребенка.
Первая самостоятельная его деятельность - предметная - вводит в мир вещей, созданных руками человека, знакомит его с их ролью в жизни человеческого общества.
Следом за предметной деятельностью развивается игровая, которая сначала тоже протекает как действия с предметами.
Но по мере своего развития игра ведет ребенка к отражению и осмыслению человеческих отношений, к развитию новых сторон мышления и воображения, к развитию знаково-символической функции.
Сначала ребенок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придает соответствующую функцию, и наконец, просто словами.
Если ребенка с нарушениями интеллекта систематически обучают игре, постепенно подводят его к использованию предметов-заместителей, то к старшему дошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково-символической функции, необходимой для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями. Позднее на этом фундаменте строится познавательная деятельность.
Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным
слухом
Одной из центральных линий психического развития дошкольника является нравственное развитие, которое тесно связано с формированием эмоциональной сферы. Эмоциональное и нравственное развитие — два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания дошкольников и осуществляются ...
Воспитательный коллектив и его влияние на развитие личности
Слово коллектив происходит от двух латинских слов clligo – «объединяю» и collectivus – «собирательный». Таким образом, коллектив – объединение, в данном случае, людей. Воспитательный коллектив – специально организованная совокупность людей, направляющих свои усилия на достижение воспитательных целе ...
Документы, отражающие содержание образования, и их характеристика: базисный
учебный план, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические
комплексы
Базисный учебный план образовательных учреждений РФ является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деят ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...