Онтогенез личности – это главное направление развития человеческой психики. В процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe к переменам в психических функциях. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.
Однако, наряду с такого рода новообразованиями существуют и другие, более сложные интегративные системы. К разряду таких систем относится воля, не имеющая коррелята среди элементарных психических функций и включающая в свою структуру высшие психические функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства и пр.), сочетание которых дает возможность человеку управлять своим поведением. Такие психологические системы могут меняться в процессе жизни, на основе приобретаемого человеком опыта и с изменением общей характеристики его личности.
Л.С. Выготский, рассматривал в качестве сложной системы, имеющей устойчивый характер, но развивающейся на протяжении жизни, сознание ребенка. Он показал, что эта системно организованная область психического имеет определенную логику развития. В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью функций, которые находятся в непосредственной зависимости от восприятия; даже эмоции младенца длятся лишь до тех пор, пока вызывающий их раздражитель находится в поле восприятия. Затем в процессе онтогенеза активизируются другие функции: сначала память, потом мышление. Согласно теории Л.С. Выготского, в ходе онтогенеза меняется системное строение сознания ребенка.
Л.И.Божович рассматривала личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Основной чертой этого развития является умение вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями. Активный, характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой. Мотивационным механизмом такого поведения, характерного для созревания личности, является связь поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляет человека прибегать к волевомусамопринуждению. Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые характеризуют психологически зрелую личность.
Процесс формирования личности часто называют социализацией, имея в виду различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. Этот процесс можно было бы назвать и “персонизацией”, то есть созреванием личности.
Культурно-социальный аспект состоит в том, что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ жизни, устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному миру обычно рассматривается как его познание и преобразование, а также адаптация к тем условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и техники. Социализация личности игнорирует тот факт, что природа как общий источник жизненных ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений, что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.
В содержании социализации выделяют три грани, или составляющие: индивидуализацию, интимизациюи производство внутреннего плана сознания (интериоризацию). Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития - движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) - к индивидуальному, психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, “речи для других” - во внутреннюю речь, “речь для себя”. “Интимизация” – это переход от “Мы” к “Я”, то есть процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л.Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего “Я” проявляется в переходе от называния себя двухлетними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица – “Я”. “Интериоризация” – это производство внутреннего плана сознания.
Развитие речи как методическое понятие
Понятие "речь" является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе. Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане ее сопоставления с языком. Для них язык — "это система материальных единиц, служащих общению людей и ...
Формы библиотечной работы по развитию патриотического и гражданского
самосознания молодежи
Сегодня патриотическое воспитание-это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты. Главными целями этой системы явл ...
Дети – сироты сегодня
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Ежегодно бол ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...