Цель: выявление уровня сформированности игровых умений в ролевой игре у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать методику для диагностики игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре.
2. Сделать сравнительные выводы о сформированности игровых умений детей экспериментальной и контрольной групп.
Для достижения поставленной цели и задач использовался метод наблюдения за игровыми действиями детей.
Критерии уровня сформированности игровых умений в ролевой игре у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста определены в разделе «Игра» в программе воспитания и обучения умственно отсталых и были выделены следующие характеристики:
способность к выбору роли и замысла; способность к действиям в соответствии с выбранной ролью и реализация замысла;
умение комбинировать свои знания, представления, сотрудничество с другими детьми;
глубина чувств, переживаний в передаче своих мыслей, устремлений в выбранной роли.
Показатели первого уровня: способность к замыслу у ребенка проявляется слабо, замыслы неустойчивые, сюжет очень прост.
Распределяет роли только с помощью других детей или воспитателей; не умеет наметить способы реализации замысла, подготовить материалы для игры. Чаще игра направляется инициативой других детей. Тематика ограничена. В игровые, контакты ребенок вступает в основном по инициативе других детей. Ролевые действия часто не соотносятся с выбранной ролью.
Показатели второго уровня: Замыслы разнообразные, устойчивые, способность к ролевым действиям проявляется уверенно.
Дети умеют выбрать способы реализации замысла, но делают это не всегда обдуманно, наскоро.
Активно участвуют в распределении ролей, стараются действовать в соответствии с избранной ролью, но правила игры самостоятельно не определяют.
Умеют подобрать материалы для игры, но делают это часто по ходу игры. Сюжеты богатые, но обговариваются далеко не всегда.
Дети активны в распределении ролей, придерживаются правил игры, иногда сами их напоминают.
Под воздействием более авторитетных детей могут отойти от замысла, несколько изменить сюжет, довольно успешно комбинируют. Не пытаются осмысливать и правила, предложенные другими детьми, не всегда согласовывают действия с другими детьми. Игры мало продолжительны.
Дети легко вступают в контакты, умеют согласовывать свои действия с другими.
Показатели третьего уровня:
Замыслы устойчивые, разнообразные, богатые.
Дети определяют способы действия в роли свои и партнеров по игре, уверенно обговаривают сюжет игры.
Определяют правила, хорошо выполняют их, выражают недовольство партнерами, не выполняющими правила. По ходу игры совершенствуют сюжет, развивают его, добавляют новые роли.
Легко воссоздают свежие впечатления, хорошо комбинируют. Активны, самостоятельны, находчивы.
Полученные результаты представлены в таблице 1, и отражены в гистограмме 1.
Таблица 1
Уровни сформированности игровых умений в ролевой игре у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
|
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
|
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |||
|
III уровень |
0 |
0% |
0 |
0% | ||
|
II уровень |
5 |
62,5% |
6 |
75% | ||
|
I уровень |
3 |
37,5% |
2 |
25% | ||
Игра и эмоциональное развитие детей
Создавая условия для интеллектуального развития детей, взрослые также должны помнить мысль Л.С. Выготского (32) о единстве интеллектуальных и эмоциональных (аффективных) процессов. Развивая эту идею, дугой отечественный психолог – С.Л. Рубинштейн (15) приходит к заключению, что «мышление как реальн ...
Выбор
используемых компьютерных и информационных средств
обучения
Одним из основных этапов проектирования ИТО является этап выбора или специальной разработки, в соответствии с решаемой дидактической задачей, компьютерных или других информационных средств обучения. Большое их разнообразие не позволяет в настоящей главе полностью осветить все особенности этого проц ...
Социальное развитие личности и социализация человека как
социально-педагогическое явление
Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...