Библер рассматривает предмет в генезисе и его будущих вероятностных состояниях. Настоящее, прошлое и будущее – это три логических измерения, которые должны быть поняты как «квазиодновременные состояния», в совокупности, дающие логический объём идеализированного предмета: «Прошлое - причина бытия предмета, настоящее – решающий логический статут, будущее включается логически в настоящее, предмет уже обладает своими будущими состояниями. Именно виртуальные состояния предмета и дают – логически – образ мира как целого, замыкающегося на себя в точке этого предмета» [4, с. 194-195].
Внутри теоретического движения возникает понятие, которое является формой существования предмета. В мысленном эксперименте у Библера понятия-определения не существует, есть понятие-трансформация (понятие как процесс), в котором рассматривается прошлое (генезис), настоящее и будущее предмета мысли и его превращение в другой предмет. «Определить понятие…означает определить результаты процесса мысли» [5, с. 191].
Библер считает, что сутью любого развивающегося понятия является «тождество предметности и категориальности», т.е. в понятии предмет понимается, объясняется (тем самым выявляется его содержание). «Понимание и составляет отличие мысли от представления. Будущие возможности предмета вполне можно представить, но повернуть их на предмет, как он есть, возможно, только понимая, осмысливая, возможно в понятии».
Процесс образования и развития математических понятий имеет свою специфику. Имеет место не только абстрагирование (выделение существенного), но и добавление основных свойств объекта, добавление новых элементов к идеализированному предмету (например, отрезок можно продолжать неограниченно в обе стороны).
Автор отмечает особенность геометрических понятий, основанных на модельных образах. Развитие понятия в геометрии должно быть построено на преобразовании геометрического образа. Геометрический метод, как синтетический, способствует охвату целого в мысленном эксперименте. Библер делает вывод о том, что понятия: «…возникают путём коренной трансформации исходных понятий и …имеют логически обосновывающий и аксиоматический статут” .
В мысленном эксперименте при мысленной переделке предмета с изменением его формы одновременно изменяется и содержание мысли – понятие. Таким образом, предмет мысли выступает как форма познания, а понятие – как содержание познания.
Развитие и превращение понятий, логическая их связь осуществляются в конструктивной деятельности. Библер отмечает необходимость создания определённых условий и идеальной среды в конструктивной деятельности и описывает способы конструирования (например, бесконечно большая или бесконечно малая количественная трансформация предмета).
Библер считает, что в математике конструктивная деятельность в мысленных экспериментах имеет огромное значение. Конструирование научных понятий осуществляется путём выполнения дополнительных условий: добавлением новых элементов к предмету.
Таким образом, в мысленном эксперименте, при мысленной переделке предмета с изменением его формы одновременно изменяется и содержание мысли – понятие. Предмет мысли выступает как форма познания, а понятие – как содержание познания.
В книге «Мышление как творчество» Библер сосредотачивается на фигуре Галилея. Мышление Галилея он рассматривает как: «…новую форму внутритеоретического диалога». Объяснимо это тем, в истории науки одно из первых и весьма продуктивных осуществлений мысленного эксперимента было сделано Галилеем.
Рассматривая эмпирические обобщения опытных фактов движения, Галилей построил мысленную модель – движение по наклонной плоскости. Такая модель возникла в результате абстрагирования от множества условий, определяющих разнообразие реальных движений (движение различных тел, с различными начальными условиями, траекториями, в различных средах и т.п.). Собственно наклон плоскости является обобщением многообразных «сил», функция которых в реальных ситуациях – препятствовать или способствовать движению. Наклон вниз соответствует ускоряющим «силам», а наклон вверх – замеляющим.
Так как в данной модели наклон плоскости «содержит в себе» все силы, влияющие на движущееся тело, то переход к горизонтальной плоскости представляет собой случай, когда на движущееся тело действие каких-либо сил не происходит. Следовательно, ничто не может ускорить или замедлить движение тела по горизонтальной плоскости.
Учебная, производственная и преддипломная практика
Основной задачей курсовых работ и курсового проектирования является подготовка студентов к выполнению комплекса взаимосвязанных задач: учебных, научных, технических и других объединенных некоторой общей темой. С курсового проектирования и выполнения курсовых работ начинается профессиональное станов ...
Детский дом открытого типа
Учреждение открытого типа я рассматриваю на примере детского дома №2, расположенного в районе совхоза «Октябрьский». Ситуация, в которой живут воспитанники детского дома достаточно плачевная. Здание расположено в лесной зоне, среди частных домиков, дач. Напротив центрального входа детского дома рас ...
Сравнительная экспертиза компьютерных развивающих игр по математике для
младших школьников
Для выявления педагогических аспектов использования компьютерных развивающих игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования. Особенностью компьютерных развивающих игр является активное и непосредст ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...