Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не просто рисование, это обязательно всегда и труд, ручной физический труд. Это, во-первых, развитие зрения, чуткости пальцев, поскольку без развитого зрения и осязания художественная работа немыслима. Во-вторых, изоискусство неразрывно связано и с формированием образного мышления. Вне создания в сознании, в воображении «зримого» прообраза итогов труда человек не способен создать ни единой вещи — он должен ее «видеть» заранее. Наша сетчатка — это часть мозга, вынесенная наружу, это «чертежная доска» мозга, работающая во много раз быстрее любого счетно-решающего устройства. В-третьих, оптимальное решение задач в любой отрасли производства — всегда гармонично. Выработка способности идти к гармоничному решению интуитивно и является спецификой образного мышления, а значит, и художественного развития.
Психологические исследования сейчас обнаруживают участие зрения во всяком творческом мышлении, показывают необходимость совершенствования работы зрительной системы применительно к любой деятельности. Зрительные представления являются наиболее распространенной формой представлений вообще. Исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает. Специалисты утверждают то, левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое — нацелено на мышление образами. Доктор химических наук Ю. Чирков в статье «Мозг левый, мозг правый» замечает, что «важно это и для профориентации. Исследования… показали, что среди мужчин профессией летчика или, скажем, оператора овладевают лица с максимально выраженной асимметрией мозга».
Многие ученые называют нашу цивилизацию «левополушарной» и не считают этот эпитет комплиментом: мы игнорируем запросы правой половины собственного мозга, а значит, слабо используем его возможности. «Нынешняя педагогика в основном построена в угоду «левополушарности», - утверждает Ю. Чирков. - Необходимо вести учебный процесс так, чтобы «художественная» правая половина мозга развивалась и функционировала не хуже «аналитической» половины» [там же].
Только с помощью искусства в общеобразовательной школе можно проделать теперь эту работу — развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление, в единстве глаза и руки.
Но есть еще одна, пожалуй, самая важная, человеческая способность — способность творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества.
Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Сила воображения даёт человеку способность предвидеть, т.е. чувствовать потенцию развития явлений или возможности, заключенные в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять её. Сила воображения является продуктивной, творческой, производящей, а не просто воспроизводящей.
Использование силовых упражнений в системе физического воспитания
школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...
Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
Научный анализ сложившихся ранее авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания, игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткая стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный и ...
Техника планирования воспитательной работы
Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. Планирование воспитательной работы - это педагогическо ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...