Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не просто рисование, это обязательно всегда и труд, ручной физический труд. Это, во-первых, развитие зрения, чуткости пальцев, поскольку без развитого зрения и осязания художественная работа немыслима. Во-вторых, изоискусство неразрывно связано и с формированием образного мышления. Вне создания в сознании, в воображении «зримого» прообраза итогов труда человек не способен создать ни единой вещи — он должен ее «видеть» заранее. Наша сетчатка — это часть мозга, вынесенная наружу, это «чертежная доска» мозга, работающая во много раз быстрее любого счетно-решающего устройства. В-третьих, оптимальное решение задач в любой отрасли производства — всегда гармонично. Выработка способности идти к гармоничному решению интуитивно и является спецификой образного мышления, а значит, и художественного развития.
Психологические исследования сейчас обнаруживают участие зрения во всяком творческом мышлении, показывают необходимость совершенствования работы зрительной системы применительно к любой деятельности. Зрительные представления являются наиболее распространенной формой представлений вообще. Исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает. Специалисты утверждают то, левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое — нацелено на мышление образами. Доктор химических наук Ю. Чирков в статье «Мозг левый, мозг правый» замечает, что «важно это и для профориентации. Исследования… показали, что среди мужчин профессией летчика или, скажем, оператора овладевают лица с максимально выраженной асимметрией мозга».
Многие ученые называют нашу цивилизацию «левополушарной» и не считают этот эпитет комплиментом: мы игнорируем запросы правой половины собственного мозга, а значит, слабо используем его возможности. «Нынешняя педагогика в основном построена в угоду «левополушарности», - утверждает Ю. Чирков. - Необходимо вести учебный процесс так, чтобы «художественная» правая половина мозга развивалась и функционировала не хуже «аналитической» половины» [там же].
Только с помощью искусства в общеобразовательной школе можно проделать теперь эту работу — развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление, в единстве глаза и руки.
Но есть еще одна, пожалуй, самая важная, человеческая способность — способность творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества.
Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Сила воображения даёт человеку способность предвидеть, т.е. чувствовать потенцию развития явлений или возможности, заключенные в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять её. Сила воображения является продуктивной, творческой, производящей, а не просто воспроизводящей.
Упражнения при обучении орфографии
1) Подчеркнуть в словах одной чертой буквы – не орфограммы и двумя – буквы – орфограммы (воз, подтянул, дождем, лодки, рожь, окно, город); 2) Подчеркнуть орфограммы – буквы в корне слова. 3) Подчеркнуть в словах орфограммы - буквы в корнях слов и орфограмму – пробел между предлогом и словом. С дере ...
Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем
использования занимательных занятий аппликацией
Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследов ...
Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с
использованием средств народного искусства
Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...