Каждый предмет имеет свои правила и принципы преподавания. Мы же рассмотрим принципы дидактики в контексте преподавания информатики.
Первый принцип – принцип научности он требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности учащегося. В информатике пока нет четкого деления на высшую и низшую, сильны внутрипредметные связи, любое понятие из «большой» информатики находит свои аналогии в информатике как школьном предмете. Безусловно, фундаментальными являются понятия «информация», «алгоритм», «исполнитель». С первыми двумя всё довольно ясно. Понятие «исполнитель» более многослойно и выполняет в информатике еще несколько функций:
1. Это дидактическое средство для придания процессу исполнения алгоритмов наглядности (например, «робот», «чертежник», «черепашка» и др.);
2. Это понятие, позволяющее с единых позиций трактовать многие вопросы. Например, «робот» – исполнитель над графикой, редактор – исполнитель над текстами, ОС – исполнитель над файлами и т.д.;
3. Устройство компьютерной модели любого исполнителя, которое можно раскрыть с целью формирования компьютерной образованности.
Компьютерную модель всякого исполнителя можно понимать в терминах объектно-ориентированного программирования (ООП) как модуль или объект. Конструкция «УТВ», введенная в учебном алгоритмическом языке (УАЯ), принадлежит к «завтрашнему программированию». Проясняя ученику и учителю, что является истиной в данном месте алгоритма, она вводит в обучение аппарат доказательного программирования (предусловия и постусловия, инварианты). В языке Си, Паскаль она пока не реализована, но легко моделируется ветвлением. Современными средствами УАЯ являются структурность записи алгоритмов, типизация данных.
Научность обучения подразумевает также современность методов обучения, что применительно к информатике означает, прежде всего, моделирование в самом широком смысле, исследовательскую деятельность учащегося.
Второй принцип – последовательность и цикличность. При буквальном понимании последовательности предполагается, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку или может быть представлен в виде дерева, где нет порочных логических кругов, и повторение идет лишь как закрепление материала. В информатике это невозможно, сильные межпредметные связи, «прочность» содержания не позволяют «выпрямить» материал и изучить, например, команды цикла в один прием. Их смысл и сложность восприятия сильно зависят от типа данных.
Еще А.П. Ершов предложил реализацию принципа последовательности в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащаясь во всех новых контекстах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики – просто необходимость.
Третий принцип – это сознательность усвоения и деятельности. В традиционном понимании сознательность – это полное понимание учащимся содержания и средств своей деятельности, что не всегда достигается и в других дисциплинах. Но компьютер, будучи сложнейшим продуктом цивилизации, заранее вынуждает ограничивать эту сознательность целями обучения. Едва ли можно за ограниченное время доступно и полно рассказать обо всех процессах, происходящих в компьютере. Важно сформировать у учащегося несколько взаимодополняющих точек зрения на разные ситуации, что в совокупности и дает общую картину, а главное – многостороннее знание. Важно правильное использование этого знания при формировании плана дальнейших действий. Здесь решающее значение имеет уровень знаний учителя и умение отобрать, ограничит материал. Так сильный ученик на практике может «завалить» учащихся разнообразными сведениями об ЭВМ и ПО, если не выделит главного.
Четвертый принцип – доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером. Наличие уровня простого использования – практика с готовыми ПС обеспечивает доступность этого уровня для всех учащихся (так например, важная и трудная задача может быть начата с практического исследования).
Особенности устной речи
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы м ...
Рациональные приемы запоминания
Под мнемическим действием понимается “действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести”. Данное положение основано на утверждении, что “центральной функцией произвольного запоминания является не закрепление и упрочение следа воздействия, а постр ...
Определение методов обучения и их реализация в учебном
процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...