Исходным положением для определения новой модели стало объявление всех контрольно-надзорных полномочий в сфере образования федеральными, у субъектов остается только два собственных полномочия по контролю и надзору.
Федеральные полномочия передаются для осуществления субъектам Федерации вместе с необходимыми финансовыми средствами для их реализации в форме субвенций из федерального бюджета. Объем средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ.
При этом предоставление субвенций может не предусматриваться, если переданные полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъекта РФ, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ (ст.26.3 Федерального закона от 06.10. 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В то же время органы государственной власти субъектов РФ имеют право использовать собственные финансовые средства для осуществления переданных им полномочий.
Надзор за реализацией субъектами Федерации переданных полномочий в сфере образования осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере образования на федеральном уровне.
В случае неудовлетворительного осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Правительство Российской Федерации вправе их изъять с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
Таким образом, в настоящее время законом определена следующая модель разграничения полномочий по контролю и надзору в сфере образования между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
1) К полномочиям Российской Федерации, осуществляемым соответствующим федеральными органами исполнительной власти, относятся:
- лицензирование и государственная аккредитация в отношении:
а) вузов по всем реализуемым ими образовательным программам;
б) научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по образовательным программам послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
в) образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
г) федеральных ссузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;
д) российских образовательных учреждений и их филиалов, расположенных за пределами территории РФ по всем реализуемым ими образовательным программам.
- надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в отношении:
а) образовательных учреждений и научных организаций, лицензирование и государственная аккредитация которых осуществляется на федеральном уровне;
б) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Данное полномочие дополнено также правом уполномоченного федерального органа принятия мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и соответствующим органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также функцией контроля за исполнением предписаний.
- осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и научных организациях, лицензирование которых осуществляется на федеральном уровне;
- установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе ЕГЭ;
-организация проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена.
Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего
дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира
Игра - это присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих усилий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского, именно игра явл ...
Причины и последствия девиантного поведения подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственны ...
Характеристика умственно отсталых детей
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы р ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...