Важно отметить, что теперь Законом Российской Федерации «Об образовании» функция государственного контроля качестве образования рассматривается как самостоятельное направление деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Закона РФ «Об образовании» государственный контроль качества образования осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности реализуемых образовательных программ в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах, а также в форме и по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений.
Законом также предусмотрен широкий круг оснований для проведения таких внеплановых проверок, которыми являются как обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и организаций и граждан.
В случае выявления по результатам проверок нарушений содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности реализуемых образовательных программ уполномоченный государственный орган направляет в образовательные учреждения и их учредителю (учредителям) обязательные для исполнения предписания об устранении этих нарушений.
Законодатель не оставил без внимания и одну из самых неурегулированных в законодательстве об образования сфер – институт государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Введение соответствующих норм в Закон Российской Федерации «Об образовании» стало результатом многолетнего эксперимента по поиску новых форм и возможностей регламентации выпускных экзаменов в школах и их совмещению со вступительными испытаниями. Федеральным законом от 09.02. 2007 № 17-ФЗ были урегулированы большинство вопросов, возникающих в этой сфере, впервые, были определены полномочия Российской Федерации и ее субъектов по определению формы, установлению порядка проведения государственной итоговой аттестации, определены общие положения, касающиеся проведения конкурсного отбора в ссузы и вузы.
Согласно этому Федеральному закону образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
При этом основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений является единый государственный экзамен (ЕГЭ), который представляет собой форму объективной оценки качества подготовки выпускников с использованием заданий стандартизированной формы. Исходя из того, что ЕГЭ, тем не менее, не может быть универсальной формой государственной (итоговой) аттестации для всех категорий выпускников общеобразовательных учреждений законом установлено, что могут быть установлены иные формы государственной итоговой аттестации для выпускников с отклонениями в развитии (с ограниченными возможностями здоровья), а также выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.
Вместе с тем, преимуществом ЕГЭ является то, что его результаты признаются образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. В соответствии со статьей 16 Закона РФ «Об образовании» конкурс в государственные и муниципальные ссузы и вузы проводится на основании результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. В отдельных случаях могут также проводиться дополнительные испытания:
творческой и (или) профессиональной направленности - на направления подготовки (специальности), требующие наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств;
профильной направленности - на направления подготовки (специальности) в вузы со стабильно высоким конкурсом.
Законом также определена компетенция и вопросы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части проведения единого государственного экзамена, а также разграничены полномочия соответствующих федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Организационно-управленческая модель реализации новых функций в сфере образования закреплена самым ранним по времени принятия законом – Федеральным законом от 29.12. 2006 № 258-ФЗ. В основе данной модели лежит новый формат разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, им заложены формы и процедуры передачи отдельных полномочий Российской Федерации для исполнения субъектам Федерации (конструкция делегирования полномочий, широко распространенная в некоторых европейских странах, например, в Италии).
Принципы обучения детей с нарушением интеллекта
Под принципами обучения следует понимать исходные положения, которые лежат в основе обучения, и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации В отечественной педагогике принципы обучения имеют единую с воспитанием диалектико-материалистическую основу, отвечают требованиям общест ...
Место компьютерного обучения в общей системе учебного процесса
программированный метод обучение учитель При характеризации любого управляемого процесса формулируется цель управления. Здесь она выступает в виде цели обучения. Глобальная цель обучения определяется в квалификационных характеристиках и образовательных стандартах в виде требований к уровням знаний ...
Развитие устной и письменной речи у детей
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т.е. пониманию письмен ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...