Школа и педагогика в России XVIII в

Комплексная педагогика » Педагогика » Школа и педагогика в России XVIII в

Страница 9

Возникновение частных школ в начале 1990-х годов постепенно набирает темпы роста. Как правило, частные школы доступны лишь небольшой элитарной части населения, так как плата за обучение в них достаточно высока. С появлением частных школ возрождается возможность получения религиозного образования.

Государственные общеобразовательные школы постоянно испытывают нужду в средствах, так как предусмотренные затраты на образование фактически не осуществляется. Это приводит к снижению финансового положения и, как следствие, социального статуса учителя. В результате в школах работает множество педагогов с низким уровнем квалификации и, зачастую с несоответствующим профилем образования.

Стремление молодежи к получению образования, особенно высшего, на рубеже 1980-х – 1990-х гг. значительно ослабло, но к середине 1990-х гг. постепенно начинает возрастать количество учащихся средних и высших учебных заведений. Растут конкурсы в высшие учебные заведения.

Сформировалась система общего образования, состоящая из трех ступеней: начальная школа (3–4 года), школа основного общего образования (5–6 лет), средняя полная школа (1–2 школа). Обучение 1-й и 2-й ступеней является обязательным. 3-я ступень состоит из обязательной и выбираемой учеником программ. Оформились возможные способы получения общего образование: государственное бесплатное, частное платное и домашнее, предполагающее выплату государством субсидий. Появляются учебные заведения общего типа с профилирующим уклоном, зачисление в которые происходит на конкурсной основе.

Перевод учеников в следующий класс возможен при положительных оценках результатов предыдущего года обучения. Система общего образования использует пятибалльную систему оценок. По окончании 2-й и 3-й ступеней проводятся экзамены.

Следующим звеном системы образования является общее профессиональное образование. Такое образование не является обязательным и направлено на приобретение учащимися какой-либо профессии в соответствии с их выбором. Общее профессиональное образование можно получить в следующих учебных заведениях: профессионально-технические училища (ПТУ), техникумы, технические лицеи и колледжи. Обучение в этих заведениях длится от 1 до 4 лет. Учебные программы таких учебных заведений состоят из двух составляющих: общеобразовательная и специальная. Общеобразовательная программа направлена на продолжение общего образования, а специальная варьируется в зависимости от профессиональной направленности учащихся. Уровень образования лицеев, колледжей и техникумов значительно выше, чем ПТУ. Кроме того, выпускники лицеев, колледжей и техникумов могут поступать в высшие учебные заведения.

Высшая школа включает академии, университеты и институты. Число высших учебных заведений постепенно растет, как и число студентов.

В системе высшего образования постоянно осуществляются реформы, начатые в 1987 году. Они связаны с постоянным прогрессом науки и техники, возникновением новых профессий и потребности общества в новых квалификационных качествах работников разных сфер деятельности. В связи с этим открываются новые государственные и частные учебные заведения, в уже существующих ВУЗах открываются новые факультеты и кафедры, программы обучения пополняются новыми курсами и факультативами. Вместо коммунистической идеологии приходит воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, пронизанное демократическими взглядами. Предпринимаются попытки разделения высшего образования на две ступени: бакалавриат (4 года) и магистратура (6 лет), вместо 5-ти летнего срока обучения. С переходом страны на рыночную экономику появилась возможность обучения на коммерческой основе.

Вся система образования России подчиняется Федеральному министерству, далее – органам управления субъектов Российской Федерации и местным муниципальным органам управления. В учебных заведениях действуют органы самоуправления, к которым относятся: совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Федеральное министерство, как центральный пункт управления, обеспечивает целостность образования в стране и включает в программу основные, обязательные для изучения всеми гражданами России школьные дисциплины: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия. Эта часть содержания школьной программы обеспечивает необходимый минимальный уровень культурного и интеллектуального соответствия ребенка современному обществу. Местные и региональные органы управления образованием включают в программу те предметы, которые соответствуют культуре и специфике конкретного региона с учетом национальных особенностей, географическими особенностями местности, историей региона и т. д. На уровне конкретных учебных заведений принимаются решения о возможных профилях и специфике обучения, особенно большое значение углубленное профилирующее обучение имеет в старших классах

Социальный статус учителя в России довольно низкий, во многом это объясняется недостаточной заработной платой педагогического состава. Многие педагоги не обладают достаточным уровнем квалификации. Для частичного решения этих вопросов проводятся различные конкурсы различного уровня и масштаба, такие как «Учитель года». На государственном уровне предпринимаются попытки разработать программы подготовки учителей и преподавателей, адекватных сложившейся и прогнозируемой ситуации в системе современного образования. Одна из таких программ предложена В. А. Сластениным. Она построена на принципах проблемного обучения, которое предполагает приобретение и усвоение информации в условиях поиска выхода из сложившихся ситуаций. Учитель, прошедший такую систему подготовки способен к неординарным решениям и творческому подходу к своей профессиональной деятельности, он обладает ярко выраженной индивидуальностью и гибкостью в условиях частых изменений и нововведений в системе обучения и воспитания. Важным условием наличия высокой квалификации учителя является его полное и глубокое владение предметом и способность донесения его содержания до учеников.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Группы знаний и умений по развитию связной речи
Среди рассматриваемых знаний и умений можно выделить две группы: 1. Общие для устной и письменной речи коммуникативные знания и умения. 2. Коммуникативные знания и умения: а) характерные для письменной речи; б) специфические для устной речи. Рассмотрим знания и умения внутри каждой из указанных гру ...

Средства, разработанные автором
За время работы были разработаны: Учебно-методические комплексы: «Химия 8-11 класс» по учебникам: а) Рудзитис; б) Гузей; в) Габриелян. «Биология» 10 класс. Поурочная разработка курса биологии по блочно-модульной системе. Программы курсов: «Подготовка к централизованному тестированию и к ЕГЭ». «Реше ...

Содержание и последовательность изложения темы «Основания» в школьном курсе химии
В тему «Основания, кислоты, оксиды, соли» включают большой объем учебного материала, который предназначен для усвоения двух разделов этой темы: классификация сложных неорганических веществ и изучение реакций обмена, происходящих в растворах; оба раздела связаны изучением свойств солей и взаимодейст ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru