Задачи создания выразительности образов животных

Комплексная педагогика » Особенности изображения животных в рисунках дошкольников » Задачи создания выразительности образов животных

Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не знают, как изобразить задуманное, так как забывают способы лепки или рисунка, а поэтому легко меняют тему на другую, более знакомую по предшествующим занятиям.

Однако дети средней группы уже владеют основными формами, что дает им возможность изображать большой круг людей или животных не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Это в свою очередь позволяет ставить новые задачи, связанные с обучением элементам творческих действий, а именно: добиваться от детей большей самостоятельности в использовании приемов рисования и лепки, а также их комбинирования и большей активности во время объяснения и во время изображения человека или животных. Все чаще и чаще воспитатель обращается к опыту детей, показывая новые приемы лепки, рисования и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа.

Детям необходимо видеть, как меняется расположение частей в зависимости от действия или состояния фигурки. Работа над образом связана с тем, насколько хорошо детям объясняют его содержание. Так, проводя занятие в средней группе детского сада, во время лепки зайца детям надо четко объяснить, что одни будут лепить зайца, который слушает, не бежит ли лиса, а другие - зайца, который испугался (первый заяц поднял уши и прислушивается, а другой прижал уши к спине и тихо сидит). В начале занятия детям например надо показать две фарфоровые фигурки с изображением зайца в различных положениях. После завершения работы детям было предложено сравнить фигурки и подумать, чем они отличаются друг от друга. Подобная методика лепки в средней группе учит ребят быть активными во время объяснения: слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, самостоятельно выбирать тему для лепки. Таким образом, в данных заданиях есть моменты и обучающего, и творческого характера. Они заставляют детей думать и решать, кого они будут изображать и как.

Добиваясь образности в лепке, воспитатель показывает детям способы обработки поверхности фигур. Например, когда дети лепят рыбку, воспитатель должна показать, как можно изобразить чешую, намечая ее печаткой-палочкой. Обработанная фигурка будет интересной, декоративной. В дальнейшем этот способ ребята смогут использовать самостоятельно и воспитателю нужно будет лишь напомнить о нем.

Содержание своей лепки ребята еще не могут раскрыть, но дополняют ее речью и игровыми действиями. Так, вылепив рыбку, ребенок кладет рядом с ней несколько длинных изогнутых глиняных столбиков и говорит: «Это море, оно волнуется, а рыбка плывет», Другой ребенок вылепил птицу, а перед ней блюдце с зернами. Для большей выразительности несколько зерен малыш положил около блюдца: «Птичка зернышки клевала, а они упали».

В рисовании дети средней дошкольной группы чаще всего обращаются к образам близких людей: мамы, папы, братьев, сестер. Чаще всего они рисуют их в композиции. На их рисунках обязательно присутствует семья. Причем папа - большой, мама - поменьше, дети - маленькие. Все больше внимания уделяется деталям. Дети рисуют платье, обувь, волосы. Но они еще не придают значения мелким деталям: пальцам рук, ресницам и т.д. Люди животные на рисунках, как правило, изображаются в фас и неподвижном состоянии. Нарушаются и пропорции фигур (большая голова, длинные, неестественно, ноги и руки, большие уши и глаза, квадратные плечи и грудь, трапециевидное платье и т. д. ).

Таким образом, эти примеры говорят о том, что дети способны проявить инициативу в процессе решения образа, но, как правило, самостоятельно не передают динамики - фигурки, вылепленные и нарисованные ими, статичны.


Суть понятия «готовность дошкольника к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Элько-нин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, Г.Гетпер, А. К ...

Система упражнений при обучении орфографии и элементам грамматики в III-IV классах
При подготовке к каждому уроку русского учителя начальных классов приходится подбирать упражнения для закрепления и проверки изученного упражнения по русскому языку должны иметь аналитический конструктивный и творческий характер. Упражнение для выполнения в начальных классах можно предложить устные ...

Содержание некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru