Понятия контроля и оценки

Страница 8

Для детализации процесса самооценки и для его методической характеристики мы считаем целесообразным выделить три составляющие.

Первая составляющая

процедуры самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует постоянное ровное отношение к ученику, единство требований ко всем учащимся (без выделения кого-то из них). Эти требования чётко сформулированы учителем, критерии оценивания определены и открыты: на видном месте в классе помещены образцы примеров и задач, определяющие базовый уровень подготовки учеников. Школьники своевременно могут ознакомиться с этими задачами, решить их. Они понимают роль умения решать эти задачи при оценивании их деятельности. Самооценка ученика определяется в этом случае адекватно достигнутым результатам, т.к. имеется "эталон" для чёткого ответа на вопрос: "Имею ли я право на "3" за проделанную работу?". Ответ может быть следующим:

1) Да, т.к. я могу решить все задачи по теме на базовом уровне.

2) Нет, т.к. я могу решить большую часть задач по теме на базовом уровне, но в решении некоторых я не разобрался до конца.

3) Нет, т.к. я не могу решить большую часть задач по теме на базовом уровне.

Чем более объективной, открытой, чёткой и обоснованной будет оценка учителем деятельности ученика, тем более адекватной будет и самооценка им своих достижений.

Важно при оценивании не сравнивать достижения ученика А с достижениями ученика В, т.к. в этом случае результат сравнения может быть как в пользу ученика А, так и против него. В этом случае учитель теряет основу объективного оценивания. Гораздо эффективнее сравнение достижений ученика с его собственными прошлыми результатами.

Второй составляющей

процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создает умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям.

Третьей составляющей

процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Содержание нравственного воспитания
Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личнос ...

Нравственное воспитание
Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. ...

Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер об ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru