Ученый В. Вернадский ввел в науку понятие «ноосферы»— сферы разума, рациональной человеческой деятельности в условиях окружающей среды. Человек, являясь частью биосферы, несет ответственность за ее судьбу. Это требует нового сознания.
Экологию можно рассматривать как применение разума к решению проблем окружающей среды, которые, скорее всего, появились вследствие наших недальновидных действий. Экологию определяют также как биологию окружающей среды.
В связи с возникшей проблемой большое внимание уделяется экологическому образованию, целью которого является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
В целях выживания цивилизации необходимо переосмысление самой сути взаимоотношений общества и природы с учетом новых подходов и, прежде всего, идей устойчивого развития, в основе которых лежит коэволюционная стратегия. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.
Экологическое образование — часть целостного процесса воспитания, обучения и развития личности, происходящего на основе получения системы знаний в области взаимодействия человека и природы, влияния производственной деятельности на природную среду, умений и навыков природоохранной деятельности.
В период XX в., когда сложилось понимание универсальной значимости экологического образования, были сформулированы его основные принципы. Позже в рамках общего среднего образования Российской Академией образования принята концепция общего среднего и высшего экологического образования, в основу, которой положены принципы:
гуманизации;
научности;
междисциплинарности (комплексности);
систематичности и непрерывности;
универсальности (для всех специальностей);
природосообразности;
двойного вхождения содержательных компонентов в систему экологического образования;
опережающей подготовки.
Последний принцип означает, что выпускник сталкивается со значительным числом практических проблем, которые преподавание не могло учесть в силу их новизны. Поэтому и возникает проблема опережающей подготовки, то есть прогнозирования возможных направлений науки и подготовки студентов к овладению новыми знаниями. В решении данной проблемы важным является развитие творческих качеств личности, способности анализировать и применять новые идеи в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.
Современная экологическая ситуация в мире весьма тревожна. Речь идет о глобально нарастающих процессах истощения всех наиболее важных для жизни человека природных ресурсов: чистого воздуха, питьевой воды, других даров природы. При этом возникающие локальные эколого-экономические конфликты, в конечном счете, представляют угрозу региональной и глобальной экологической безопасности. Отсюда стремительный рост движения «зеленых» во всем мире при заметно отстающей от него целенаправленной экологической политики.
Большую популярность они получили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Широко известны тропы Лахемааского национального парка (Эстония) протяженностью 4-12 км.
Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно. Одной из первых была разработана и создана "Тропа Бажукова", пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди неповторимых по красоте памятников природы - отвесных скал, глубоких карстовых провалов, живописных гротов, "бездонных" озер. Над разработкой данной тропы трудились преподаватели и студенты Уральского университета.
Не менее известны экологические тропы, созданные в Московской области преподавателями и студентами Московского университета, а школьники Московских школ разработали проект тропы природы "Матвеевский лес", проходящей по окраине Москвы, оборудована "Тропа следопытов" в Измаиловском парке столицы. "Учебная экологическая тропа", проходящая по живописному берегу реки Оки, создана под руководством учителей школьниками города Пущино Московской области. Сейчас в России насчитывается около трехсот таких троп.
Общее понятие воспитательной системы школы
Воспитательная система — не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, ...
Задачи создания выразительности образов животных
Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не знают, ...
Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира
у детей старшего дошкольного возраста
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали уч ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...