Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Цель организации экологического маршрута - развитие у учащихся, экскурсантов тропы, базисных элементов экологической этики, формирование позитивной направленности к природным объектам, активной личностной позиции, углубление знаний по основам лесоведения.
1. Привлекательность:
красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
каждая тропа должна быть непохожа на другие;
тропа не должна быть монотонной;
2. Доступность:
необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к ому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
3. Информативность:
способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Оборудование экологической тропы
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников.
Для учебных экологических троп оборудование и мероприятия по ее благоустройству не очень сложны. Например:
Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы:
№ п.п. |
Вид работы |
Характер исполнения |
1. |
Укрепление дорожно-тропиночного полотна, костровищ |
Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня |
2. |
Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм (информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, питьевой источник, мостики и др.) |
Применение слегка обработанного природного материала: камня, дерева, покрытых лаком |
Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора.
Для достижения цели используются следующие методы:
1. Включение в структуру тропы элементов традиционного неразрушающего природопользования:
- Изготовление и установка на маршруте тропы информационных стендов;
- Регулярное проведение специалистами-лесниками, учителями экологии, биологии устных рассказов, бесед - о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным объектам территории тропы. Привлечение школьников к проведению экскурсий по тропе;
Строение и свойства нервной ткани. Процессы в нервной системе
Строение нервной ткани человека. Нервная ткань человека образуется из нервных клеток, или нейронов, которые состоят из тела и отростков. Тело нейрона. Тело нейрона может быть круглой, овальной, звездчатой, многоугольной или грушевидной формы. Оно состоит из протоплазмы и ядра, которое обычно распол ...
Различные подходы к классификации речевых нарушений
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе клинической класси ...
Основные организационные формы
Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам),¾ это собственно упражнения для внеклассных зан ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...