II Способ состоит в том, что в условие задачи вводится полученный ответ и исключается одно из известных (данных) чисел, которое в условии новой задачи становится искомым. Если после решения обратной задачи полученное число равно числу, исключённому из условия основной задачи, то можно полагать, что основная задача решена правильно.
Задача. Пшеницу пересыпали из ларя в 3 мешка. В первый мешок вошла некая часть всей пшеницы, во второй 1/3 всей пшеницы, а в третий - на 10 кг больше, чем во второй. Какая часть пшеницы вошла в первый мешок, если в ларе было 180 кг?
При решении обратной задачи получили ответ: 5/18, который соответствует числу, исключённому из условия исходной задачи. Следовательно, исходная задача решена правильно.
III Иногда в целях самоконтроля полезно решить задачу другим способом. Применение различных способов решения задач:
а) способствует более глубокому и всестороннему пониманию вопроса;
б) развивает мышление учащихся, их инициативу.
Совпадение ответа при решении задачи разными способами даёт основание утверждать, что задача решена правильно.
К сожалению, нередко имеют место случаи, когда у учителя вызывают раздражение те учащиеся, которые "вечно пристают со своими способами", когда учитель одёргивает этих учащихся, считая, что они мешают "нормально и спокойно" вести урок.
IY Иногда неправильность ответа можно обнаружить на частных случаях решения задачи.
Задача. Автомобиль прошёл расстояние между двумя пунктами со скоростью 50 км/ч, а обратно со скоростью 30 км/ч. Какова средняя скорость автомобиля на всём пути?
В результате решения задачи получили ответ 40 км/ч. Проверка для частного случая. Задача: пусть длина пути равна 3000 км, тогда путь туда автомобиль прошёл за 3000 : 50 = 60 (ч), а обратно за 3000 : 30 = 100 (ч). Т.е. весь путь туда и обратно 6000 км был пройден за 160 часов. Найдём среднюю скорость автомобиля (весь путь : всё время) 6000 : 160 = 37,5 (км/ч). Ответ не совпал - в решении допущена ошибка.
Y В любом случае ученик должен обращаться к здравому смыслу, проверяя ответ. Если, например, в ответе получилось, что количество рабочих в цехе выражается дробным числом, то без всякой специальной математической проверки можно утверждать, что в решении задачи допущена грубая ошибка. Приведём ещё пример.
Задача. Один мотоциклист прошёл 60 км с некоторой скоростью, второй прошёл 50 км со скоростью на 10 км/ч большей, чем первый. Первый мотоциклист был в пути на 30 минут больше второго. Найти скорость первого мотоциклиста.
В результате решения задачи учениками были получены следующие ответы: 4, 13 и даже 479 км/ч. Все ответы, как правило, не проверялись. Но как могли эти ученики не прибегнуть к здравому смыслу? Ведь 4 км/ч - скорость неторопливого пешехода, а скорость 479 км/ч - в несколько раз превышает скорость курьерского поезда!
Рассмотрим ещё один пример.
Задача. 65 детей надо разместить в четырёх палатках так, чтобы во второй палатке было в полтора раза больше детей, чем в первой, а в третьей на 4 ребёнка меньше, чем во второй, а в четвёртой в два раза больше, чем в третьей. Сколько детей надо поместить в первую палатку?
Уравнение, составленное по условию задачи имеет единственный корень 11. Казалось бы, что задача решена. Однако проверка ответа по содержанию задачи показывает, что в таком случае пришлось бы размещать во вторую палатку 16,5 детей, а в третью 12,5, что, конечно, невозможно. Следовательно задача с такими условиями не имеет решения.
Применительно к курсу алгебры 7 класса целесообразно использование следующих упражнений, направленных на формирование и развитие умений и навыков самоконтроля и самопроверки.
I Проверка результатов арифметических действий:
1* Вычислить и сделать проверку указанным способом:
а) прикидкой: 1,09 0,91; - 3,7 5,5 + 4,8; 71,35 + 30,6 - 1,82;
б) обратным действием: 88 - 9,804; 1,8 0,4 + 6,4; 1 --- 1 ---;
в) повторными вычислениями (по возможности - другим способом): --- --- --- 6; 2,7 6,2 - 9,3 1,2 + 6,2 9,3 - 1,2 2,7; --- 35 0,15.
Контроль
сформированности иноязычных грамматических навыков
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т. е. в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающее качество высказывания. Не следует ис ...
Понятие «графический навык» и особенности его развития у детей старшего
дошкольного возраста
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей инт ...
Принципы построения элективных курсов
Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осу ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...